Найти тему
Вселенная глаголицы

Пушкин и глаголица «В альбом Пущину»

Юный Александр-свет Сергеевич Пушкин в форме лицеиста.
Юный Александр-свет Сергеевич Пушкин в форме лицеиста.

Фр. Винке из Гентского университета в Бельгии пишет: «Любую проблему нужно связывать со временем и пространством. Здесь речь идёт о Священной азбуке, усовершенствованной византийским духовным лицом в IX веке, которая явилась плодом глубокого религиозного и аллегорического ума. В те годы каждая вещь рассматривалась как творение Бога. …Доведённая до совершенства Константином азбука (глаголицы) была системой букв, изображающих не только славянские фонемы, но и нечто большее – символическое, даже мистическое как в целом, так и в своих частях».

Эта цитата в цитате взята мною, Nicky Lightpen из статьи 2004 года «Глаголица: новые гипотезы» филолога Т.А.Ивановой. Мне думается, что она является высокой оценкой иероглифичности глаголитических графем и даже прозревает употребление диакритических знаков духовного настроения в церковно-славянском языке. Кроме того, на уровне чувственно-эмоциональном она может быть взаимоувязана с ярким юношеским восприятием мира. Поэтому приступаю к предисловию для стихотворения Пушкина, сочинённого в год окончания поэтом лицея.

Юные Ваня Пущин и Саша Пушкин познакомились в день вступительных экзаменов в Царскосельский лицей.
Юные Ваня Пущин и Саша Пушкин познакомились в день вступительных экзаменов в Царскосельский лицей.

Александр Сергеевич Пушкин среди друзей в Царскосельском лицее особо выделял Ивана Ивановича Пущина (1798 – †1859). Товарищей по учёбе объединяло не только общее мировоззрение, но и любовь к литературе. В юности они соревновались, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему. И поначалу у Вани это получалось и ярче и скорее. Их кельи-комнатки оказались рядом и перегородка между ними не достигала потолка. Перед сном мальчики вели долгие откровенные беседы. Так сложились их очень тёплые, ставшие пожизненными отношения. Они в лицейские годы и влюблены были в одну девушку, Екатерину Павловну Бакунину.

Уже после окончания лицея первым попал в опалу Александр Пушкин. Зимой 1825 года он должен был жить в родовом имении Михайловское, куда власти сослали его за вольнодумство. Живя там лишь с няней Ариной Родионовной, поэт предавался невесёлым раздумьям о собственной судьбе. Он находился на грани отчаяния, полагая, что карьера его загублена, а жизнь утратила смысл. Пущин первым из товарищей навестил Пушкина в Михайловской ссылке. Иван Иванович к тому времени уже был активным деятелем Северного общества декабристов и готовился к свержению в России монархии. Он приехал к Пушкину, чтобы проститься. Хотя и словом не обмолвился, что скоро станет участником тайного заговора и покушения на жизнь императора. Встреча друзей оказалась последней, когда они могли дружески обняться и живо общаться. Увидеться ещё раз им было уже не суждено.

Слева юный Пушкин на прогулке у Камероновой галереи. Справа моё фото этих «висячих садов», снятое в июле 2013 года.
Слева юный Пушкин на прогулке у Камероновой галереи. Справа моё фото этих «висячих садов», снятое в июле 2013 года.

В конце 1825 года произошло известное восстание декабристов на Сенатской площади, в котором участвовал Иван Пущин. Восстание было подавлено, всех декабристов арестовали. Вскоре на заседании Верховного суда Пущина приговорили к смертной казни. Позже приговор заменили на вечную каторгу. В 1827 году декабрист Иван Пущин получил стихотворение от лицейского друга Александра Пушкина с тёплыми воспоминаниями и словами поддержки. В нём поэт писал, что не только озабочен судьбой друга, но верит, что будущие поколения по достоинству оценят его самоотверженный поступок. Перед самой смертью Пущин написал статью: «Записки о дружбе с Пушкиным» и оказался одним из первых биографов великого поэта Пушкина.

За шесть лет обучения в Царскосельском лицее друзья Иван Пущин и Александр Пушкин заметно возмужали.
За шесть лет обучения в Царскосельском лицее друзья Иван Пущин и Александр Пушкин заметно возмужали.

Александр Сергеевич тяжело переживал разлуку с другом и написал несколько трогательных стихотворений о близкой дружбе с Иваном Ивановичем. Через своих высокопоставленных знакомых он даже пытался повлиять на решение властей в надежде, что приговор о пожизненной каторге будет для Ивана Пущина смягчён. Однако император Николай I, помнивший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, в помиловании декабристу отказал. Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин освободился из ссылки и вернулся в Петербург в 1856 году. Он побывал на могиле поэта в Святогорском монастыре Псковской губернии, а также в поместье Михайловском, отдав дань уважения своему лицейскому другу, который не отвернулся от него в трагический период жизни.

Начальный катрен стихотворения «В альбом Пущину».
Начальный катрен стихотворения «В альбом Пущину».

Расберу употребление духовных диакритических знаков по катренам. Диакритик умозрения в заглавии и во второй строке над словом «мною» обращает наше внимание: кто и куда пишет стихотворение. Знак торжественной эмоции в первой строке над словом «тайный» и титло в третьей строке над словом «уголок» придают особенную ценность лицейским воспоминаниям. Ведь стихи пишутся в год выпуска из лицея. При этом разницу между торжественностью и трепетом необходимо просто почувствовать. Значок необъятности над словом «всесильной» в четвёртой строке подтверждает бесконечное могущество мечты, способной в мире внутреннего человека переносить душу в любой момент прошлого и на любые расстояния.

Второй катрен стихотворения «В альбом Пущину».
Второй катрен стихотворения «В альбом Пущину».

Расставлять эмоционально мощные диакритики духа чаще, чем по одному на стихотворную строку даже для концентрированной в смысловом отношении поэзии будет многовато. Чем чаще они стоят, тем больше обесценивается их значение и запутывается внимание старательного читателя. Итак, в четырёх строках второго катрена оказались все четыре диакритика разных духовных настроений. И они просто усиливают эмоциональное значение слов, над которыми поставлены. Поэтические строчки от этого становятся выразительнее. Вы сами можете это ощутить.

Третй катрен стихотворения «В альбом Пущину».
Третй катрен стихотворения «В альбом Пущину».

Диакритик торжественности над словом «тихими» в первой строке третьего катрена казалось бы неуместен… Чему торжествовать в слезах тоски? Однако, если взглянуть на все четыре строчки, имея в виду общую возлюбленную друзей, Екатерину Бакунину… Наполненность тихим чувством может быть весьма эмоционально сильной. Камора в третьей строке над словом «любовь» показывает силу первой любви, охватывающей всю юношескую натуру без остатка. В четвёртой строке я сомневался, куда поставить значок умозрения: над глаголом «прошла» или прилагательным «первыми». Однако, что просится сюда именно умозрение – сомнений не было.

Окончание стихотворения «В альбом Пущину».
Окончание стихотворения «В альбом Пущину».

Необъятная камора над словом «резвою» в первой строке напоминает об огромной скорости, с которой мечта способна носиться по миру внутреннего человека. Последние две строчки стихотворения оказались пророческими. Судьбы каждого из друзей были трепетно грозными. А союз их дружбы стал пожизненно вечным. На смертном одре Александр Пушкин с большим сожалением, но с великим почтением вспоминал о друге-каторжанине Иване Пущине. Камора над цифрами года не традиционна для глаголиты. Исторически над цифрами во всех старославянских текстах употреблялись титла. Но для современной глаголицы я решился пересмотреть эту традицию. Сегодня цифры для нас, и особенно в программировании, – стали бесконечными и утратили создаваемое нумерологами мистическое значение.

Имеющий опыт чтения церковно-славянских молитв ясно понимает высокую ценность и красивую гармонию оснащённого диакритическими знаками текста.
Имеющий опыт чтения церковно-славянских молитв ясно понимает высокую ценность и красивую гармонию оснащённого диакритическими знаками текста.

Сделанный выше разбор диакритиков по катренам не позволял целостно воспринимать поэзию в традициях глаголической разметки духовных настроений. Поэтому полюбуйтесь на текст всего стихотворения с ударениями и духовными диакритиками. Красиво смотрится, эмоционально углубляется и, что важно, – ясно произносится. И что ещё важнее, будет правильно озвучиваться в отдалённом будущем. Однако возникает закономерный вопрос: откуда они появились – диакритики духовного настроения? Оказывается, они употребляются в современных богослужебных и молитвенных текстах на церковнославянском языке.

-10

В четырёх, взятых для иллюстрации цитатах из 27 главы Деяний святых апостолов, оказались все четыре исследуемых нами духовных диакритических знака. В стихе 15-м в слове «ѻстров» употребление единого с буквой «Ѻ» вертикального внутристрочного умозрительного диакритического знака предлагает вообразить (увидеть умом): где расположен остров, называемый Клавдий или, по крайней мере, ясно представить себе долгожданную твердь острова, к которому прибился ветром корабль, – и тогда с ясным пониманием продолжить вдумчивое чтение. В стихе 20-м камора над словом «дни» показывает отчаянную бесконечность надежды на спасение пассажиров корабля, носимого ветром по бурному морю.

-11

В стихе 21-м восклицание в виде единого с буквой «ѽ» придыхания под каморой показывает серьёзную важность и торжественность момента, которую апостол Павел вкладывал в своё обращение к измученным и голодным людям. В стихе 23-м титло над словами «Ангел Бога» означает священную трепетность момента, когда человеку является Ангел Божий. Таким и должно быть достойное отношение к святым понятиям.

Слева моё фото здания лицея, снятое в июле 2013 года.
Слева моё фото здания лицея, снятое в июле 2013 года.

В конец статьи, чтобы прибавить немного красок в череду чёрно-белых картинок с текстами, я помещаю цветную иллюстрацию здания Царскосельского лицея и старательно пишущего гусиным пером лицеиста Александра Пушкина. Благодарю вас за внимание.