Пригород Ялты Ливадия для курортной столицы Крыма играет ту же роль, что для Парижа Версаль, для Петербурга Петергоф, для Берлина Потсдам. Даже расположен в том же юго-западном направлении. Но местом для Большой Загородной Резиденции Монарха он был не всегда.
Ливадия стартовала как полувялая (меньше пяти дворов) деревушка, входившая в имение грека Ревелиоти, потомка греческих корсаров на службе Екатерины, после турецких кампаний осевших в Крыму. Есть мнение, что имя ей дано в честь оригинальной греческой Ливадии под древними Фивами - родины главного эллинского пирата ее величества Ламбро Каччиони.
Первый дворец в Ливадии основал граф Лев Потоцкий, еще в пушкинско-гоголевские времена купивший ее у Ревелиоти. Но в руках Потоцких имение продержалось менее тридцати лет - едва граф успел умереть, дворцовое Удельное ведомство стало забрасывать удочки насчет покупки приморских угодий к его наследницам. Те нехотя согласились - "единственно тем, чтобы сделать приятное Императору".
Впервые летний выезд царской семьи в Ливадию произошел в год освобождения крестьян - в августе 1861 года. С этого же времени, напомню, начинается превращение захолустной Ялты в российскую Ниццу. А высочайшая резиденция, слегка переоборудованная архитектором Монигетти, стала выглядеть так:
Именно в том Большом дворце Александр II в 1867 году принимал делегацию сливок американского общества с парохода "Квакер-Сити", с которой затесался и Марк Твен - тогда корреспондент калифорнийской газеты. Впоследствии он включит этот эпизод в своих "Простаков за границей":
На императоре была фуражка, сюртук, панталоны — все из какой-то гладкой белой материи, бумажной или полотняной, без всяких драгоценностей, без орденов и регалий. Трудно представить себе костюм, менее бросающийся в глаза. Император высок, худощав, выражение лица у него решительное, однако очень приятное. Нетрудно заметить, что он человек добрый и отзывчивый. Когда он снимает фуражку, в лице его появляется какое-то особенное благородство. В его глазах нет и следа той хитрости, которую все мы заметили у Луи-Наполеона.
Но дворец, перевидавший over 100500 членов русской императорской фамилии и одного американского классика, довольно скоро отжил свое. В 1904 году выяснилось, что деревянные конструкции Большого дворца поразил грибок, причем настолько радикально настроенный против самодержавия, что дворец проще было снести и отстроиться заново.
Новый дворец был поручен ялтинскому архитектору Краснову. Так что большая часть построек, которые мы видим в Ливадии - его проекты уже начала ХХ века. Завершен был дворец в 1911 году - когда часы истории уже отбивали последние годы старого мира в одной отдельно взятой стране.
Если входить в Ливадию по Солнечной тропе, то дворцовый парк и сам дворец открываются перед вами так:
Велик соблазн принять белую громаду наверху за сам дворец, но это лишь корпус прислуги. Корпус "для людей" - Николая II, Александры Федоровны, цесаревича, цесаревен и проч. - стоит перпендикулярно черноморскому берегу. Его можно достичь, пройдя далее вперед и вверх, а затем обойдя налево через парк. А парк хорооооош...
Абсолютно белый дворец предстает перед запыхавшимися на тропе странниками, если свернуть за угол, и в жаркий денек вызывает ощущение огромного шара пломбира, который вот-вот наполнит рот холодком и фирменным сладким вкусом...
Кассы дворца работают с 10 до 18 часов. Входной билет на экскурсию - 400 рублей для простых смертных и 250 для льготников. Группы собираются где-то раз в час.
Рабочий кабинет его величества Короля Последнего Николая II расположен на втором этаже, равно как и жилые комнаты всего августейшего семейства.
Наверное, грустно было вот так вот сидеть, заслушивать все более тревожные доклады министров и генералов, работать с документами (нет, нормально работать, а не как первый президент) - когда за окнами ТАКОЕ, и в это ТАКОЕ настойчиво зазывает легкий бриз...
Вы бы, государь, поаккуратнее с демонстрантами, Государственной Думой, империалистическими войнами, Распутиным этим, - а то лет через десять в вашем кабинете будет палата рабоче-крестьянского санатория!
На том же втором этаже доступна к обозрению большая часть жилых помещений Романовых - даже санузел!
Обычная обстановка очень богатого буржуазного дома, вполне сопоставимая с особняком того же Рукавишникова в Нижнем. Судя по рисункам, Большой дворец Александра II был более парадным. После взятия Бастилии европейские монаршие дома неизбежно опрощались и опрощались - пока не деградировали до персонажей дорогущего и нудного "Дома-2", как британские Виндзоры, или не погрязли в коррупционных скандалах, как испанские Бурбоны. Может, прямая линия наследников Романовых пресеклась вовремя - "чтобы не стать этаким вот музеем", а точнее, цирком?
На первом этаже дворца разместились представительские помещения государя императора - всевозможные приемные кабинеты, парадные столовые и ожидательные (так и хочется сказать по Лескову - "ажидация"). И выглядит ажидация покруче того, что наверху. Особенно роскошен потолок.
Если вы заметили в бильярдной вместо зеленого стола цивильную скатерть и флажки великих держав, не удивляйтесь. В январе 1945 года Ливадийский дворец попал на авансцену истории уже не России, а человечества в целом, став площадкой для проведения Ялтинской конференции.
Официальные заседания саммита антигитлеровской коалиции, на котором окончательно попилили Германию и установили восточную границу Польши по линии Керзона, проходили здесь. Кроме того, в Ливадию заселили американцев во главе с Франклином Делано Рузвельтом (а царская ажидация стала на время кабинетом президента США). Черчилль и Сталин со своими свитами поселились соответственно в Алупке и Кореизе. И чего в Ливадию все время тянет прославленных американцев?
А сделана культовая фотка "большой тройки" была почти что за стенкой - в Итальянском дворике дворца.
Итальянский, Арабский и другие мелкие дворики и садики примыкают к самому Ливадийскому дворцу и занимают его внутренние дворы.
И разумеется, их уже вовсю обмусолили кинооператоры. Ялту на советских студиях вообще называли "киношный город, временно оккупированный курортниками", и Ливадию не миновала чаша сия. В двориках и разворачивалось действие шоу внутри шоу - заграничной фээргэшной мелодрамы, которую смотрят девчонки в "Карнавале"; и пели серенады Боярский и Караченцов в "Собаке на сене"; и стартовала велогонка фрицев в "Одном шансе из тысячи". Если кто-то еще что-то вспомнит - жду в комментах.
А вот с гастрономической пищей, в отличие от историко-культурной, в Ливадии не шибко. На территории дворцового комплекса есть лишь буфет с пирожными. Зато если выбредать из дворца на Южнобережное шоссе, можно найти средней дороговизны (по московско-крымским меркам) ресторан "Югославия" с очень достойной и сытной кухней.
До новых встреч с Негодяем!