И ещё интересный вопрос - а сколько вообще разнообразнейших типов судов заняты в этом процессе? Но мы ещё дойдём до этого момента, а пока посмотрим на трубопровод сбоку:
Tensioners – устройство для создания усилий натяжения трубопровода; S-lay barge – баржа-трубоукладчик, работающая по методу S-lay;
Stinger – стингер (опускная стрела); Sagbend region – район изгиба трубопровода; Seabed – морское дно;
Touchdown point – точка касания трубопроводом дна; Unsupported span – неподдерживаемый участок;
Waterline – уровень воды; Overbend region – участок опасный с точки зрения возможного перелома трубопровода.
Метод называется S-lay потому, что труба изгибается наподобие буквы S. Теперь смотрим - чем больше будет глубина, тем более вертикальное положение будет принимать неподдерживаемый участок, а значит, радиус изгиба трубы у дна и на выходе с судна станет уменьшаться, что довольно неприятно, так и бетон с неё посыплется. Наверху ещё худо-бедно эту кривизну стингер уменьшает, а у дна что будет?
Решение напрашивается одно - натягивать трубу наподобие струны, в таком случае кривизна изгибов уменьшится. Вот для этого и применяются те самые Tensioners. Вот один из возможных видов натяжителя, производимого голландской фирмой с красивым названием Huisman:
Мы видим отрезок трубы, зажатый между подобиями танковых гусениц сверху и снизу. Понятно, что величина сжатия может регулироваться, а гусеницы вращаться в обоих направлениях.
Натяжитель не только натягивает трубу, но и вообще удерживает её. Не петлёй же из троса конец трубопровода фиксируется на судне? Сам процесс натяжения весьма непрост. Ведь судно двигается, на него влияют порывы ветра, течения и волны. Поэтому натяжитель постоянно в работе, его сложные электрические и гидравлические системы управляются компьютером, получающим массу информации от многочисленных датчиков. Однако до бесконечности трубу натягивать невозможно, у судна просто не хватит сил, если глубина будет исчисляться километрами.
Тогда применяется метод J-lay, когда на судне плеть стоит вертикально и наращивается тоже вертикально располагаемыми трубами. Но Балтика мелководна, так что здесь такой метод не актуален.
Что же происходит с очередным отрезком трубы прежде, чем он проползёт между "гусеницами" натяжителя?
Труба укладывается на продольный конвейер, здесь производится входной контроль качества:
Если всё хорошо, то труба перемещается внутрь судна. А тут попадает на поперечный конвейер, где её обрабатывают торцевальной машиной, зачищающей кромки:
Потом этот участок трубы нагревается до 120-150 градусов. Далее она перемещается на сварочный участок
Перед сваркой трубы центрируются с помощью специального пневматического агрегата. Вот его видно между краями труб:
Сварка:
Потом контроль качества шва, очистка его и прилегающих поверхностей струями смеси воды и песка под давлением, снова нагрев, установка термоусадочного покрытия, далее защитный кожух, под который по шлангу нагнетается пенополиуретан:
И после всего этого судно может перемещаться на расстояние, равное длине вновь приваренного участка трубопровода.
А что ждёт трубу на дне? Не говоря уже обо всём, что было затоплено там во время войн и кораблекрушений, дно и само по себе весьма неоднородно, это не футбольное поле. Поэтому трасса тщательно обследовалась подводными роботами, вдоль всего маршрута газопровода через Балтийское море от России до Германии изучен коридор шириной не менее 1,5 км.
Если имелись глубокие выемки, проводилась наброска основания под трубу, чтобы она не провисала. У российского берега на расстоянии 3,5 км, а у немецкого 50 км - наоборот, рылись траншеи:
Т.е. помимо трубоукладчиков и судов, подвозящих трубы, потребовались ещё землечерпалки и особые суда для отвозки грунта. А после укладки труб на этих участках производилась засыпка траншей тем же самым грунтом с помощью специальных судов и понтонов, подающих этот грунт через своеобразные стволы прямо в траншеи с трубами:
А потом сверху набрасываются твёрдые фракции:
На более глубоких участках трубопровод лежит открыто, что в общем предпочтительнее для облегчения наблюдения за ним и контроля состояния. Но тут есть свои проблемы. На него влияют течения, стремясь сдвинуть с места, а также возможны перемещения грунта под их воздействием, все ведь видели на мелких местах у пляжей песчаные барханчики на дне? Гораздо более крупные могут перемещаться на более глубоких участках в результате штормов например и засыпать газопровод. Если по пути встретится илистый участок, труба может постепенно углубиться в него, значит, нужна подмостка снизу.
И так далее. Тут принцип - уложил и забыл, не подходит полностью. Просто вся эта постоянная работа большого количества людей скрыта от глаз конечного потребителя, которого волнует в основном только цена на голубое топливо. Меж тем в 2019 году Газпром заплатил налогов около двух триллионов шестьсот миллиардов рублей, оставаясь одним из крупнейших налогоплательщиков в стране. Так что овчинка стоит выделки, как думаете?
Ещё о СП-2:
Что удалось узнать про "Северный поток-2"
..........................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь