А также на любые подобные мероприятия.
Самый модный поэт современности совершает большой тур по России и ближнему зарубежью с музыкально-поэтической программой, презентуя свою последнюю книгу «Работа горя».
И наш город оказался одним из первых в списке.
Стихи её меня не заводят, но… как личность она вызывает восхищение и уважение.
Поэтому, после долгих раздумий и сомнений, всё-таки решила посетить сие непривычное для нашей провинции зрелище. Возможно, и восприятие поменяется. Когда вживую. Харизма. Драйв. Энергия.
Незадолго до этого события случайно, нажимая кнопки пульта, остановилась на канале «Культура», где в гостях у программы «Правила жизни» был Дмитрий Воденников. Ниже краткий конспект сентенций Дмитрия. Что успела – записала.
«… Любой человек, а тем более творческий, не может жить, не нарушая правил».
В жизни…
В любви…
В искусстве…
… Гений всегда заставляет сокращать дистанцию и нарушать устоявшуюся систему. Гений невозможен без вызова, дискомфорта.
… То, что было вчера неприемлемо, сегодня уже норма, а завтра придет новый нарушитель и…
… До какого предела может дойти сжатие, сближение, накал? Ведь подобное положение неизбежно приводит к взрыву.
… Наш мир очень хрупкий. Поэтому правила соблюдать надо, чтобы не разрушить его.
… И художник, рано или поздно, придёт к новому консерватизму, вернётся к правилам. Количество наконец-то перейдет в качество. Возникнет новая простота и осмысленность…
Если вдруг кто не в курсе.
Дмитрий Воденников – поэт, прозаик и эссеист, автор более десятка стихотворных сборников. Мой ровесник. В какой-то момент стал чуть ли не главным медийным лицом отечественной поэзии. Интересно то, что его всегда представляют «поэт», хотя он не пишет стихов уже лет десять. Тоже вызов и против правил.
Ух!
Стало очень интересно, что же думает Дмитрий о Вере Полозковой. И вот что нашла:
«Почему-то это выстрелило, была накоплена какая-то критическая масса. Все мы (я, Родионов, Вера Павлова, прим.) выстрелили, а Вера (Полозкова, прим.) – больше всех. Это очень здорово, потому что Вера яркая, необычная и прекрасная. Я равнодушен к ее стихам, но я восхищен ею. Вера – очень сильный, яркий, подлинный человек. Она действительно очень любима людьми».
В точку. Совершенно согласна с Дмитрием по поводу Веры.
Да, ещё. По поводу чтения стихов под музыку. Воденников тоже был первым, с его же слов:
«… тоска по космосу и была причиной того, что мне захотелось прорвать ту скучную атмосферу чтений, которая на тот момент устоялась. Мне вообще всегда хотелось мир прорывать. Иногда даже я это глупо делал…»
И уж точно Вера и нарушает правила, и создаёт новые. А это не каждому по силам. Поэтому – иду.
Что мною движет?
Любопытство
И интерес – не более того.
Иду на Полозкову. Или снится
Восторженный огромный зал.
Писала я, что их не понимаю
Не разделяю всеобъемлющих похвал…
И вот тот день настал. Вернее, вечер.
Билет на последний ряд, балкон. Закрою сейчас глаза для полного погружения, чтобы ничего не отвлекало.
Погас свет.
Далеко внизу светлое пятно – сцена.
На ней двое – она и он.
Невнятный женский голос, дополнительно заглушаемый гитарными аккордами. Всплывающие из этого киселя отдельные слова никак не складываются в четкую картинку.
Смысл.
Есть ли он?
Глаза начинают слипаться. Звуки сливаются, склеиваются и пропадают. Хочется пить, есть и спать.
К концу второго часа действа осталась только одна мысль: «Скорее бы оказаться дома».
Если бы не мужчина, то вечер был бы загублен намертво. Он мужественно, как и подобает рыцарю, выносил красавицу из болота раз за разом. Но она всё равно проваливалась, увязала, только иногда, как будто взобравшись на кочку, начинала звучать более отчетливо.
Наконец, артисты поднимаются, кланяются и уходят за кулисы.
Всё?
Нет, это «ложный» финал.
Они выходят снова, собирают букеты поклонниц и продолжают.
Снова уходят.
Теперь нас не проведешь. Пора на выход.
Но… они опять возвращаются.
Нет, ребята.
Дальше без меня.
Как хорошо на улице: снег прекратился, ветер подутих.
Трамвай.
Домой.
Чуда не произошло!
К сожалению.
Но партер был в восторге, как потом выяснилось.
Каков же итог.
- Вера – уникальное явление.
- Стихи больше подойдут для камерной обстановки.
- Хорошая акустика есть далеко не во всех залах.
И еще немного Воденникова (это уже из интервью, которому несколько лет):
«Я вообще думаю, что время поэзии закончено. И не потому, что нет замечательных поэтов. Они есть, они еще свое допишут и это потрясающие вещи будут… все, что было дано языком как стихотворным инструментом, уже не работает. Мы теперь должны говорить обо всех. … Слава богу, что я это умудрился сделать.
Поэзия – это когда ты говоришь от всех.
… Поэты до сих пор … описывают человеческое и очень неинтересное существование. Для того, чтобы оно было интересным, ты должен быть выше общего уровня».
Так как-то.
Кого из современных поэтов вы читаете или слушаете. Что "заводит"?
Согласны ли с Дмитрием, что "хороший поэт – мертвый поэт"?