Новый Нижегородский автозавод должен был «закрыть» две проблемы молодой Советской республики: обеспечить автомобилями народное хозяйство и перевести на «мототягу» Красную армию. С первой задачей он успешно справлялся с самого начала, а вот вторая не могла быть решена без автомобилей повышенной проходимости, которые тогда называли «вездеходами».
Военные сами «подключились» к решению вопроса повышения проходимости автомобилей. В ОКБ-1 Главартуправления по инициативе Л.В. Курчевского из легковушки ГАЗ-А создали трёхосный носитель пушки ДРП-4 (динамореактивная) 76-ти миллиметрового калибра. Назвали машину ГАЗ-ТК, что означало Трёхоска Курчевского. Инициативный изобретатель имел поддержку со стороны руководства РККА в лице М.Н. Тухачевского и Политбюро в лице С. Орджоникидзе.
Особенности конструкции ГАЗ-ТК.
Раму ГАЗ-А удлинили на 93 см «куском» второй рамы, соединив их болтами. Третий мост «подвесили» к раме на поперечной рессоре. Ведущие мосты проходного типа с главной парой из конических шестерен взяли от ГАЗ-АА. Колёса применили от «легковушки», со спицами. Дополнительное увеличение проходимости достигалось за счёт установки гусеничные лент.
Артиллерийская «трёхоска» комплектовалась четырьмя запасными колёсами, которые крепились на передние крылья и за кабиной, где на артиллерийском ящике располагались своеобразные колесодержатели. На самом ящике могли ехать два члена артиллерийского расчёта. Пушку ставили на специальную турель в центральной части платформы. Задние колёса закрывали развитые крылья.
Общая длина автомобиля составляла 4,4 м при ширине 1,71 м и высоте 1,7 м. База между передней и средней осью равнялась 2,34 м, задних осей — 0,86 м. Вес машины в снаряженном виде составил 1,5 тонны. Боевой расчёт состоял из четырёх человек, включая водителя.
Как испытывали ГАЗ-ТК?
Для подтверждения работоспособности конструкции Л.В. Курчевский сделал гражданский вариант автомобиля туристического типа. Снабдил его кухонным оборудованием, столом, спальными местами, радиостанцией и совершил пробег из Москвы, через Харьков до Ростова-на-Дону, далее до Сочи. По горным дорогам до Батуми, Еревана (в то время Эривань) и Тбилиси (тогда Тифлис).
Первые пытки применения «трёхоски» с пушкой показали множество недоработок конструкции автомобиля. Главными стали ненадёжность рамы и подвески, которые не были приспособлены к экстремальным нагрузкам от артустановки при выполнении выстрелов. Несмотря на проведённые усиления, конструкция оставалась не надёжной, служила не долго, требовала значительных усилий для поддержания её работоспособности.
Где производили и применяли ГАЗ-ТК?
Влияние могущественных покровителей позволило наладить производство трёхосок в экспериментальном цехе ГАЗа с 34-го года. За три года собрали 237 машин, из которых только 23 были оснащены пушками. Остальные применялись в качестве командирских и разведывательных машин. Такие автомобили комплектовали кузовами, где устанавливали скамейки вдоль боковых бортов для размещения шести солдат.
Некоторые автомобили использовали в качестве десантных. Малая высота позволяла закрепить его под фюзеляжем бомбардировщика и быстро «перебросить» в нужную точку. Такие операции практиковались в боях на Хагхил-Голе и войне с финнами. Большинство выпущенных трёхосок применялись в качестве штабных машин для перевозки командного состава и разведывательных звеньев, а также артиллерийских тягачей.
Несмотря на малое количество выпущенных «трёхосок» и значительные конструкторские просчёты, они стали отправной точкой в проектировании советских трёхосных автомобилей и позволила приобрести опыт их эксплуатации. В следующих конструкциях автомобилей такого класса опыт ГАЗ-ТК был критически переосмыслен и способствовал совершенствованию конструкции.
Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .