Ранним утром 14 мая 1905 года с японского вспомогательного крейсера "Синано-Мару" была обнаружена русская Тихоокеанская эскадра, подходящая к Цусимскому проливу. Командир крейсера немедленно радировал об этом командующему японским флотом адмиралу Того.
Так началось Цусимское морское сражение, закончившееся сокрушительным поражением Российского императорского флота. Причины разгрома до сих пор исследуются историками.
Несомненно одно. Несмотря на то, что общее моральное состояние русской эскадры оставляло желать лучшего, большинство моряков рассчитывало, что прорваться во Владивосток эскадра сможет. Более того, в этом был уверен также и командующий японским флотом, наметивший план непрерывного воздействия на русскую эскадру силами японских отрядов едва ли не до входа в бухту Золотой рог.
Однако, реальность опровергла все расчеты и предположения. Из 38 боевых кораблей разных классов и множества вспомогательных судов, совершивших невиданную одиссею вокруг Евразии и Африки, во Владивосток смогли прорваться всего 4 корабля. Крейсер II ранга "Алмаз", 2 миноносца и 1 транспорт. 21 корабль погиб или был затоплен экипажами, 7 кораблей сдались или были захвачены, 6 кораблей интернировались в нейтральных портах.
Есть какая-то злая ирония в том, что из всех могучих броненосцев, броненосных крейсеров, крейсеров I и II рангов, созданных для войны, вырваться из пекла сражения и выполнить поставленную задачу удалось лишь небронированному кораблю, фактически представляющему из себя вооруженный систершип императорской яхты "Штандарт".
Об истории крейсера "Алмаз" и его моделировании я хотел бы рассказать в нескольких статьях.
Крейсер "Алмаз" был заложен на Балтийском заводе 12 сентября 1902 года. 2 июня 1903 года он был спущен на воду и в ноябре того же года вступил в строй.
Изначально планировалось построить полноценный крейсер II ранга (типа "Новик" или по проекту С.О. Макарова), однако выяснилось, что отсутствует техническая документация. Но поскольку завод уже начал подготовку, то решили построить "посыльное судно" для Тихоокеанской эскадры, а фактически личную яхту наместника императора на Дальнем Востоке адмирала Алексеева. За основу был взят проект императорской яхты.
Моделирование мое хобби, но за отсутствием времени каждая модель, к сожалению, превращается в долгострой, тянущийся годами. После окончания строительства модели крейсера "Аскольд", я долго перебирал варианты, пока не остановился на "Алмазе". Он показался интересным и необычным, со своими изюминками, о которых позднее.
Набор корпуса делается традиционным для бумажной модели способом - из картона. Неожиданная проблема приключилась при обшивании бортов: из-за сложных обводов корпуса не удалось произвести склейку без морщин, а на корме детали и вовсе не сошлись до конца. Дело чуть было не оказалось заброшенным на начальном этапе. Однако, потом я все-таки выровнял огрехи обычной бумагой, а поверх наклеил заново распечатанную обшивку. Получилось неплохо.
Когда я делал "Аскольд", то допустил ошибку - настил палубы, напечатанный на нетолстой бумаге, был наклеен прямо на ребра шпангоутов. Из-за этого палуба при склейке прогибалась и создавала проблемы. В этот раз палуба была наклеена на картон.
Отдельную радость доставила задняя часть корпуса. Поскольку "Алмаз" скорее яхта, чем боевой корабль, то вместо леерного ограждения на юте сплошной фальшборт, укрепленный ребрами жесткости. Изготовление и наклейка этих ребер в огромном количестве требует терпения.
Потом началось насыщение палубы деталями.
Дымовые трубы на крейсере наклонные, в отличие от большинства кораблей того времени, что создает дополнительную трудность. Однако, получается красиво. Ведь это яхта, в конце-концов!
Небронированный корабль был причислен к крейсерам II ранга, хотя скорее относился к вспомогательным крейсерам. "Алмаз" был включен в состав крейсерской эскадры адмирала Энквиста и 2 октября 1904 года покинул Либаву. 2 Тихоокеанская эскадра отправилась на другой край света, что бы оказать помощь осажденному Порт-Артуру и сразиться с японским флотом за господство на море...
Продолжение следует...
Читайте также:
Крейсер "Алмаз". Часть 2. Цусимское сражение и прорыв во Владивосток.
Крейсер "Алмаз". Бумажная модель. Часть 3. Первый авианесущий крейсер России.
Благодарю всех, кто дочитал статью до конца. Оставляйте комментарии и выражайте свое мнение.