Добрый день! Я Елена Васильева, и я люблю гулять по старым кладбищам Санкт-Петербурга. Старинные кладбища больше похожи на музеи или парки, на них нет той особенной гнетущей атмосферы, сопровождающей современные захоронения. И каждое сохранившееся надгробие скрывает интереснейшую историю. Совсем скоро я поведу свою первую экскурсию по Новодевичьему кладбищу Санкт-Петербурга, а пока что приглашаю вас осмотреть одно из дореволюционных надгробий.
Смотрите, какая прекрасная работа – беломраморная стела, установленная на тяжелой гранитной плите. Конечно, она поросла зеленой плесенью, спутницей влажного питерского воздуха, но давайте попробуем не обращать на это внимания и приглядимся к резьбе, украшающей надгробие. Сверху мы видим греческий крест, вписанный в круг, обвитый лавровым венком. Снизу из венка пробиваются живые ветви. Да и позади греческого креста видны лепестки.
По низу стелу окружает целая лавровая гирлянда. По углам опять-таки пробиваются листья какого-то растения. На мой взгляд, этот прием указывает на возрождение, на то, что даже умерев, человек, лежащий под этой плитой, продолжает жить. А лавровые венки указывают на то, что здесь погребен кто-то очень знаменитый.
В центре стелы мы видим нишу, предназначенную, по-видимому, для скульптурного портрета погребенного. Слева и справа от ниши — два греческих креста и надпись: Упокой душу раба Твоего.
Ради симметрии или, можно сказать, ради визуальной рифмы из привычной формулы («Упокой, Господи, душу раба Твоего») удалили обращение «Господи», и получившаяся надпись хорошо дополнила и уравновесила общую композицию.
Под нишей внизу удлиненным «церковным» шрифтом написаны ФИО человека, погребенного на этом месте: Петр Васильевич Басин. Не «Васин», обратите внимание на букву «В» в отчестве — она по-другому выглядит.
Петр Васильевич Басин — к сожалению, сейчас малоизвестный русский живописец, академик и заслуженный профессор Академии Художеств. Действительный статский советник. Дворянин.
Родился в 1793 году в семье небогатого чиновника, служившего в Казначействе, был первым из шести его детей. Уже в детстве обладал хорошим каллиграфическим почерком, поэтому родители — а скорее всего, папа — поспешили устроить его копиистом в Экспедицию о государственных доходов. Там Петя должен был снимать копии с документов, чем он и занимался с усердием, переписывая лист за листом. Однако в юном возрасте он увлекся рисованием, поэтому стремился уделять все свободное от службы время обучению живописи. Петр был «посторонним учеником» в классе Василия Козьмича Шебуева — он посещал только рисовальные классы, не являясь воспитанником Академии Художеств.
В 20 лет Петр получил большую и малую серебряные медали за успехи в обучении живописи. В качестве выпускной работы создал полотно «Христос изгоняет из храма торгующих» и получил право на поездку за границу. Басин выехал в Италию и прожил в Риме 11 лет. Все это время он копировал фрески великих мастеров, усердно постигая их секреты, и создавал свои работы на библейские и античные темы. Петр так много работал, что у него стало ухудшаться зрение. По возвращении в Россию он был удостоен звания академика живописи и стал преподавать в Академии Художеств. И конечно, продолжил писать картины.
Женился Петр Васильевич на прелестной девушке Ольге, подарившей мужу шестерых детей. Ольга Владимировна умерла от туберкулеза, будучи совсем молодой.
Уже после смерти жены Петр Васильевич написал групповой портрет своих детей.
Стоят слева направо: Николай, Ольга, Екатерина, Анна, Мария. Сидит Софья, близнец Анны.
Ремарка: Николай Басин стал известным архитектором, его творение – знаменитый Дом Басина на пл. Островского.
Только для Зимнего дворца Петр Басин написал несколько десятков картин. Затем он получил заказ на роспись Исаакиевского собора. Фрески на стенах он писал дважды: первоначальные фрески разрушились из-за неправильной грунтовки стен под роспись. Басину пришлось также дописывать фрески, начатые Брюлловым - Брюллов по состоянию здоровья не мог закончить работу над ними. За ним наблюдали особо: как бы не испортил работу "великого Карла". Это очень нервировало Петра Васильевича, но все, что от него зависело, он сделал на совесть.
Зрение подводило мастера все чаще, но он рвался работать, и вскоре получил заказ на роспись 9 фресок для храма Христа Спасителя в Москве. Басин успел сделать эскизы для фресок в натуральную величину, а переносил их на стены уже другой мастер: по состоянию здоровья Басин не мог больше работать.
После этого случая Петр Васильевич Басин ушел на покой и жил в собственном двухэтажном домике на Васильевском острове еще 8 лет, ни в чем не нуждаясь. На 85-м году жизни скоропостижно умер, ночью, после небывалой грозы — сердце отказало.
Похоронили Петра Васильевича на кладбище Новодевичьего монастыря, памятник на его могиле выполнил известный скульптор, академик и профессор Императорской Академии Художеств Иван Подозёров. В нише стелы находился скульптурный портрет Петра Васильевича, в 1930 году его перенесли в Русский музей, видимо, чтобы уберечь от кражи или разрушения.
--------------------
Если вам понравился рассказ, загляните еще на эти странички:
- О первом директоре Ленинградского цирка - здесь
- О русской Золушке и часовне, где она похоронена - здесь
- О спящем офицере, исполняющем заветные желания, - здесь
- О знаменитейшем актере Александринского театра, царе русского смеха - здесь