Предлагаю сегодня полюбоваться портретом дочери художника, Ольги Михайловны Нестеровой, который ещё называют "Амазонка" – ведь она позирует в костюме для верховой езды! И тут уж было немало тонкостей...
Костюмы были разными, многое зависело от степени формальности – выезды в деревне не требовали тех элегантных нарядов, которыми всадницы щеголяли в Петербурге. Портрет написан в Уфе, и амазонка Ольги весьма скромна. Но вместе с тем элегантна!
- Белье под амазонку надевали обычное – сорочку, корсет, нижние юбки. В эпоху, когда тонкая талия была одной из главных составляющих женской красоты, большинство дам всё-таки старались не затягивать корсеты особенно туго, а ближе к концу XIX века в обиход вошли облегчённые спортивные модели, более лёгкие и гибкие. Возможно, такая и на Ольге. Талия у неё очень тонкая, но дело тут, скорее всего, не в утяжке. Она перенесла в детстве тяжёлую болезнь, и здоровье её и потом было хрупким. И тоненькая фигура, подчёркнутая амазонкой – это болезненная худоба.
- Цветовая гамма амазонок была сдержанной - чёрный, тёмно-синие оттенки, серые, зелёный, или вот коричневый, как на портрете.
- Под жакет надета строгая, т.н. "английская" блузка с отложным воротничком и галстуком - на амазонки оказывал влияние мужской костюм.
- Жакет кроили так, чтобы он не морщил и не мялся при езде. Сзади жакет соединяли с юбкой при помощи крючков и петель, чтобы во время езды юбка не сдвигалась и блузка не выбивалась из-под неё – всадница должны была выглядеть безупречно!
- Что до юбок, то они делались с учётом езды боком, в дамском седле, с двумя луками и стременем с левой стороны. Так что одна сторона юбки была длиннее другой, закрывая ноги и ниспадая ещё ниже. К тому времени, как был написан портрет из-под юбок, наконец, показался кончик обуви. Часто юбки делали из более плотного материала, чем жакет, чтобы они не задирались, и даже в этом случае в подол вышивали утяжелители, например, песок или охотничью дробь. Изнутри к юбке пришивались специальные петли, куда всадница продевала ноги – так гарантировали то, что юбка не задерётся.
- Поскольку амазонки нередко использовались не только в качестве костюма для верховой езды, но и как обычные прогулочные костюмы, а придерживать тяжёлую длинную юбку рукой было неудобно, использовались различные подхваты – пуговицы, петли, т.н. «пажи», Под правой рукой Ольги мы как раз видим такой подхват, и, насколько я могу судить, это пуговица.
- В ансамбль непременно входил и хлыст, который, помимо своего прямого назначения, мог быть изящным аксессуаром, с фигурной рукоятью. У Ольги она, кажется, сделана из бамбука. Руки затянуты в очень узкие перчатки, судя по коричневато-жёлтому цвету – т.н. шведские.
- Скорее всего, под юбкой не нижняя юбка, а бриджи – от нижних юбок, которые ещё больше осложняли дело, начали отказываться ещё в 1870-х. Бриджи были удобными, облегающими, чуть ниже колена и, как правило, из той же ткани или хотя бы того же цвета, что и амазонка.
- Их носили вместе с высокими сапогами – судя по блеску, на Ольге сапоги из лакированной кожи. Сзади могут быть шпоры, на дамской обуви они тоже были, но колёсики делались гладкими, чтобы не порвать юбку.
- Волосы убраны в простую гладкую причёску, так, чтобы не растрепаться при езде. И обязательно – головной убор. Они были разными, у Ольги это пламенеющий ярко-красный ток, шляпка без полей. Отделка головных уборов для верховой езды была разной, но всегда сдержанной – здесь это две позолоченные пуговки.
- А ещё могут быть элементы, которых мы не видим – например, носовой платок(их прятали в карманы либо на одежде, либо на седле), безопасная булавка для галстуков, запонки, карманные часы…
Словом, это настоящая экипировка, по которой окружающие делали выводы о вкусе дамы даже придирчивее, чем по её бальному платью. В ту пору, когда дамская мода часто страдала избыточностью, амазонка с её сдержанностью была отличной проверкой на элегантность. И Ольга её блестяще проходит! Обратите внимание – в петлице на груди крошечная бутоньерка из ромашек...
И напоследок. В 1906 у Ольги резко ухудшился слух, и ей сделали сложную операцию, включавшую трепанацию черепа. Нестеров боялся потерять дочь, и именно с таким настроением писал этот портрет – запечатлеть на память... Однако она прожила долгую, пусть и сложную жизнь!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory