Найти тему
История моды с Марьяной С.

Прекрасная "Амазонка": секреты старинных дамских костюмов для верховой езды

Предлагаю сегодня полюбоваться портретом дочери художника, Ольги Михайловны Нестеровой, который ещё называют "Амазонка" – ведь она позирует в костюме для верховой езды! И тут уж было немало тонкостей...

Костюмы были разными, многое зависело от степени формальности – выезды в деревне не требовали тех элегантных нарядов, которыми всадницы щеголяли в Петербурге. Портрет написан в Уфе, и амазонка Ольги весьма скромна. Но вместе с тем элегантна!

"Амазонка", Михаил Нестеров, 1906. (сс) Wikimedia Commons
"Амазонка", Михаил Нестеров, 1906. (сс) Wikimedia Commons
  • Белье под амазонку надевали обычное – сорочку, корсет, нижние юбки. В эпоху, когда тонкая талия была одной из главных составляющих женской красоты, большинство дам всё-таки старались не затягивать корсеты особенно туго, а ближе к концу XIX века в обиход вошли облегчённые спортивные модели, более лёгкие и гибкие. Возможно, такая и на Ольге. Талия у неё очень тонкая, но дело тут, скорее всего, не в утяжке. Она перенесла в детстве тяжёлую болезнь, и здоровье её и потом было хрупким. И тоненькая фигура, подчёркнутая амазонкой – это болезненная худоба.
  • Цветовая гамма амазонок была сдержанной - чёрный, тёмно-синие оттенки, серые, зелёный, или вот коричневый, как на портрете.
  • Под жакет надета строгая, т.н. "английская" блузка с отложным воротничком и галстуком - на амазонки оказывал влияние мужской костюм.
"Амазонка", Михаил Нестеров, 1906. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Амазонка", Михаил Нестеров, 1906. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
  • Жакет кроили так, чтобы он не морщил и не мялся при езде. Сзади жакет соединяли с юбкой при помощи крючков и петель, чтобы во время езды юбка не сдвигалась и блузка не выбивалась из-под неё – всадница должны была выглядеть безупречно!
  • Что до юбок, то они делались с учётом езды боком, в дамском седле, с двумя луками и стременем с левой стороны. Так что одна сторона юбки была длиннее другой, закрывая ноги и ниспадая ещё ниже. К тому времени, как был написан портрет из-под юбок, наконец, показался кончик обуви. Часто юбки делали из более плотного материала, чем жакет, чтобы они не задирались, и даже в этом случае в подол вышивали утяжелители, например, песок или охотничью дробь. Изнутри к юбке пришивались специальные петли, куда всадница продевала ноги – так гарантировали то, что юбка не задерётся.
  • Поскольку амазонки нередко использовались не только в качестве костюма для верховой езды, но и как обычные прогулочные костюмы, а придерживать тяжёлую длинную юбку рукой было неудобно, использовались различные подхваты – пуговицы, петли, т.н. «пажи», Под правой рукой Ольги мы как раз видим такой подхват, и, насколько я могу судить, это пуговица.
"Амазонка", Михаил Нестеров, 1906. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Амазонка", Михаил Нестеров, 1906. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
  • В ансамбль непременно входил и хлыст, который, помимо своего прямого назначения, мог быть изящным аксессуаром, с фигурной рукоятью. У Ольги она, кажется, сделана из бамбука. Руки затянуты в очень узкие перчатки, судя по коричневато-жёлтому цвету – т.н. шведские.
  • Скорее всего, под юбкой не нижняя юбка, а бриджи – от нижних юбок, которые ещё больше осложняли дело, начали отказываться ещё в 1870-х. Бриджи были удобными, облегающими, чуть ниже колена и, как правило, из той же ткани или хотя бы того же цвета, что и амазонка.
  • Их носили вместе с высокими сапогами – судя по блеску, на Ольге сапоги из лакированной кожи. Сзади могут быть шпоры, на дамской обуви они тоже были, но колёсики делались гладкими, чтобы не порвать юбку.
"Амазонка", Михаил Нестеров, 1906. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Амазонка", Михаил Нестеров, 1906. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
  • Волосы убраны в простую гладкую причёску, так, чтобы не растрепаться при езде. И обязательно – головной убор. Они были разными, у Ольги это пламенеющий ярко-красный ток, шляпка без полей. Отделка головных уборов для верховой езды была разной, но всегда сдержанной – здесь это две позолоченные пуговки.
  • А ещё могут быть элементы, которых мы не видим – например, носовой платок(их прятали в карманы либо на одежде, либо на седле), безопасная булавка для галстуков, запонки, карманные часы…
"Амазонка", Михаил Нестеров, 1906. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Амазонка", Михаил Нестеров, 1906. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Словом, это настоящая экипировка, по которой окружающие делали выводы о вкусе дамы даже придирчивее, чем по её бальному платью. В ту пору, когда дамская мода часто страдала избыточностью, амазонка с её сдержанностью была отличной проверкой на элегантность. И Ольга её блестяще проходит! Обратите внимание – в петлице на груди крошечная бутоньерка из ромашек...

И напоследок. В 1906 у Ольги резко ухудшился слух, и ей сделали сложную операцию, включавшую трепанацию черепа. Нестеров боялся потерять дочь, и именно с таким настроением писал этот портрет – запечатлеть на память... Однако она прожила долгую, пусть и сложную жизнь!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory