Найти тему
Время Романовых

Боярыня Морозова. Жертва во имя веры.

Феодосия Морозова известно нам, в первую очередь, по картине Сурикова. Кстати, оказалось, что мало кто знает, что звали известную боярыню Феодосия. Для многих она - лишь образ с полотна без привязки с реальной личности. В жизни же эта женщина была настолько верна своим принципам, что готова была принести себя в жертву. Что же сделала боярыня и почему ее запечатлели на холсте?

Родилась Феодосия в 1632 году в Москве, в семье окольничего, и в девичестве имела фамилию Соковнина. Ничем особым приметна не была, пока ее не выдали замуж. На тот момент ей было всего 17 лет. Нрава девушка была скромного, да и внешне хороша собой. Мужа ей выбрали родители, и, хоть Феодосия никогда своего супруга прежде не видела, она не смела даже слова сказать против.

Феодосия была второй женой 50-летнего Глеба Ивановича Морозова, род которого имел немалое состояние и был в родстве с Романовыми. Свадебные гуляния была помпезными и продолжались целую неделю. С этого момента Феодосия Морозова стала занимать высокое положение при дворе – по замужеству она стала «приезжей боярыней» царицы, первой жены царя Алексея Михайловича. Это была большая честь. Царица всегда обходилась с ней по-родственному и, пока была жива, всегда заступалась за нее перед царем. Алексей Михайлович тоже поначалу любил общаться с не по годам рассудительной боярыней. Народная молва даже распускала слухи о якобы не совсем дружеских отношениях Морозовой с государем. Говорили даже, что и сын Феодосии совсем не от мужа, но никаких подтверждений этому нет и никогда не было, лишь придворные сплетни.

В семье Морозовых царила настоящая роскошь. Причем не только в их московском доме, но и в подмосковных имениях, что воспринималось современниками с удивлением и недоверием. В те времена боярские вотчины имели лишь хозяйственное назначение, украшать и благоустраивать их не было принято. Так что дома Морозовых заметно контрастировали с другими, даже более зажиточными и родовитыми. В одном из их подмосковных имений одной из первых в России была обустроена усадьба по западному образцу. По воспоминаниям, в услужении их находилось всегда порядка 300 человек, а крестьян насчитывало где-то 8 тысяч. Передвигались Морозовы в украшенной серебром и мозаикой карете, запряженной 6 или 12 лошадьми, а следом всегда шли около 100 крепостных.

После смерти мужа и его брата (не имевшего наследников) боярыня Морозова осталась владелицей огромного имения и управляла ими при малолетнем сыне. Роскошная жизнь в этот момент закончилась.

В это время в стране происходили разительные перемены. Страной правил царь при поддержке патриарха Никона. Шла Церковная реформа. Это привело к расколу в духовенстве. Те, кто придерживался старых порядков, стали испытывать гонения, которые затем длились не одно столетие.

Заботами и печалями боярыня Морозова делилась со своим давним другом, наставником и духовным отцом - протопопом Аввакумом, известным представителем старообрядчества, который не принял реформу, за что впоследствии был сослан и казнен. Боярыня Морозова полностью разделяла его взгляды и тоже пострадала и приняла мученическую смерть за свою веру. Хотя Аввакум постоянно корил боярыню, считая, что она недостаточно усмиряет плоть.

Феодосия Прокопьевна осталась молодой вдовой - ей было всего тридцать лет. Она носила власяницу, чтобы избавиться от соблазнов. Боярыня прятала золото и драгоценности и была достаточно скупой женщиной. Все средства, как она говорила, должны были сохраниться до полного взросления ее сына. Со временем она стала принимать у себя дома нищих и юродивых и занималась благотворительностью.

Затем, несмотря на привычку жить в роскоши, она добровольно отреклась от всех земных благ, «отрясла прах» богатства и сравнялась с простыми людьми, тайно постригшись в монахини под именем Феодоры. Она навсегда оставила светскую жизнь и погрузилась в жизнь духовную.

-2

Царь Алексей Михайлович неоднократно пытался достичь согласия с Морозовой. В ход шли уговоры и наказания. Например, он несколько раз отбирал и затем возвращал часть ее имений. Пытался достучаться через родственников и прочее окружение, но все было тщетно. Под предлогом болезни она отказалась посетить свадьбу Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной, чем вызвала царский гнев и окончательно испортила с ним отношения.

Меньше чем через год после принятия пострига в дом Морозовой по приказу царя явился архимандрит Чудова монастыря, а впоследствии Патриарх Московский Иоаким. Морозова выказывала к нему большое неуважение, встретив его лёжа в постели и так отвечая на все вопросы. Он допросил Феодосию и ее сестру Евдокию Урусову и вначале оставил их под домашним арестом, заковав в кандалы, но через два дня боярыню Морозову перевезли под стражей в Чудов монастырь. Именно этот момент запечатлен на бессмертной картине Сурикова, где художник изобразил свою героиню гордой, суровой и непримиримой, а ведь ей были свойственны и страдания, и сомнения. К слову, она посещала так называемую «новообрядческую церковь», что каждый раз вызывало недовольства среди старообрядцев. К слову, восхищение Сурикова силой характера женщины тоже вызвало недовольство. На него посыпались обвинения в поддержке старообрядчества и восхвалении раскола. С позитивной оценкой его работы тогда выступило всего 3 человека.

На самом деле боярыню везли связанной и обездвиженной, в этом не было никакого величия. Она прекрасно понимала, что дальше ее ждут только муки, но женщина была к ним готова. Поначалу Морозова ещё поддерживала связь с внешним миром, получала одежду и еду от поддерживающих. Пока женщина была в тюрьме, она узнала о смерти сына. Это событие практически убило Феодосию. Неделю Морозова неистово рыдала. Очередной допрос она принимала, буквально вися на руках у стрельцов - стоять самостоятельно она отказывалась. Другой допрос был произведен вместе с пытками - боярыню растягивали на дыбе. Около 40 минут длилась пытка, а боярыня, истекая кровью, кричала о бесчеловечности ее мучителей. Стоило бы Феодосии проявить смирение, ее бы сразу отпустили, но Морозова никак не хотела отступать от старообрядческих идей.

Царь не хотел устраивать публичную казнь боярыни Морозовой и Евдокии Урусовой, поскольку боялся, что народ будет на их стороне, и обрек женщин на медленную, мучительную смерть от голода. Да и прочие бояре выступали в поддержку Морозовой. Феодосия просила хотя бы яблоко или огурчик, но все напрасно. Содержалась она в земляной яме, где практически не было солнечного света и свежего воздуха. 14 слуг Морозовой и ее сестры были показательно сожжены в срубе. Последней просьбой боярыни было желание искупать ее рубаху в реке, чтобы умереть в чистой одежде.

Даже после смерти они находились под стражей - из опасения, что старообрядцы выкопают их тела. Сестер похоронили тайком, без отпевания. А все богатства Морозовых отошли государству.

Боярыня Морозова почитается старообрядцами как святая. На ее могиле проходили крестные ходы, а в 1912 году в Синод было отправлено прошение об установлении на этом месте часовни, но в нем было отказано. В 1936 году могилу вскрыли, с тех пор местонахождение останков Морозовой неизвестно.