Найти в Дзене

Русская провинция в картинах Василия Перова

Рубрика: #культурнаясреда

«Центр Агроаналитики» продолжает знакомить с крестьянскими образами в искусстве.

Василий Григорьевич Перов (1833 – 1834 гг.) родился Тобольске.

Василий Григорьевич, был внебрачным ребенком барона Георгия Криденера, губернского прокурора. Родители будущего художника обвенчались вскоре после его рождения, но мальчик, все – равно считался незаконно рожденным и не имел право носить фамилию и титул отца.

«Тройка» – 1866
«Тройка» – 1866

Он числился в документах по фамилии своего крестного отца, как Васильев, а псевдоним Перов получился от прозвища, которое дал ему сельский дьякон за любовь и прилежность в чистописании.

Творчество художника оставило значимый след в русском искусстве, тема народных реалистично - психологических портретов являлась прочной основой работ Перова.

«Проповедь в селе» – 1861
«Проповедь в селе» – 1861

Он вместе с Илларионом Прянишниковым стал основателем и идейным вдохновителем Товарищества передвижных художественных выставок.

В 18 – ти летнем возрасте Перов поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества.

«Сельский крестный ход» – 1861
«Сельский крестный ход» – 1861

В 1856 году художника ждал первый успех, он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии Художеств, а в следующем году большую серебряную медаль за картину – «Приезд ставного на следствие».

Критики видели в Перове последователя художника Павла Федотова, показывающего в своих работах людей, чей характер зависел от социальной среды в которую они были погружены, картины Федотова были исполнены жанре критического реализма. Василий Перов по праву считался продолжателем этой художественной традиции.

«Чаепитие в Мытищах» – 1862
«Чаепитие в Мытищах» – 1862

1861 году работа Василия Перова «Проповедь в селе» была удостоена большой золотой медали от Академии.

На этой картине Перов отразил целый социальный срез: – крестьян погруженных в свои мысли, влюбленную пару увлеченную друг другом, внимательно слушающих детей и дремлющего помещика под скучную по его мнению проповедь.

«Накануне девичника» – 1870
«Накануне девичника» – 1870

В этом же году Перов пишет работу – «Сельский крестный ход на Пасхе», еще одна картина с похожим смыслом, где показана русская деревня с невежественными крестьянами.

Эта работа в Петербурге вызвала шквал эмоций у критиков, одни возмущались и осуждали такой угол зрения автора, а другие хвали его за художественное мастерство и смелость. Через некоторое время полотно было запрещено демонстрировать в России.

«Спящие дети» – 1870
«Спящие дети» – 1870

Коллекционер Павел Третьяков купил скандально известную работу для своей галереи. Это грозило неодобрением Священного Синода, а художнику ссылкой в Соловецкий монастырь.

Однако 1862 году, Перов пишет еще одну социальную работу – «Чаепитие в Мытищах».

«Охотники на привале» –1871
«Охотники на привале» –1871

В этом же году получает стипендию и пансион от Императорской Академии художеств включавшую в себя два года пребывания в Европе.

Василий Григорьевич отправился за рубеж, но жизнь в Европе тяготила художника, он не мог работать как задумал и до истечения положенного срока, написал письмо в Академию, с просьбой разрешить ему вернуться.

После возвращения в Россию, художник продолжил создавать полотна на остро социальные темы.

«Голубятник» – 1874
«Голубятник» – 1874

1869 году Перов объединяется с группой художников и они организуют Товарищество передвижных выставок.

В 1871 году на первой выставке появились его картины: – «Охотники на привале» и «Рыболов».

 «Ботаник» – 1874
«Ботаник» – 1874

Также Василий Григорьевич, параллельно с участием в Товариществе преподает в Московской школе живописи ваяния и зодчества и пробует себя в писательском деле, он издает рассказы: о себе и своем художественном опыте: – «На натуре (Фанни под № 30)» и «Тетушка Марья».

1870 – е художник все больше создает полотна со сценками из жизни русской провинции, такие как – «Ботаник», «Птицелов», «Охотники на привале».

«Рыболов» – 1871
«Рыболов» – 1871

Текст подготовлен Вероникой Эйдлин.

Другие публикации рубрики «Культурная среда»