Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

"Утром на разъезд приехали путейцы и расшили путь, на котором мы всю ночь сидели и жгли костёр"

Эту историю мне совсем недавно поведал один из мэтров любителей "чугунки" - фотограф Аркадий Ликальтер. Когда-то, ещё в советские времена, любители железных дорог только в сладких снах могли лишь мечтать о том, чтобы появилась возможность снять живой паровоз где-нибудь на глухой живописной линии. И как это ни странно, такая возможность у них всё же реально появилась. В самом начале 90-х прошлого века, Всесоюзным обществом любителей железных дорог (ВОЛЖД) при поддержке МПС была организована одна из первых паровозных обкаток на линии Торжок-Соблаго с пассажирским поездом Осташков-Торжок №653/654, прозванным в этих края ласково "снежинкой". Это однопутная неэлектрифицированная линия уникальна и сегодня по-прежнему тем, что на ней сохранилась и исправно действует до сих пор старинная электрожезловая система блокировки и легендарные семафоры, регулировавшие движение поездов ещё на заре паровозной эры. Всё как встарь. Путь на участке от Кувшиново до Соблаго и в наше время лежит на деревянн

Эту историю мне совсем недавно поведал один из мэтров любителей "чугунки" - фотограф Аркадий Ликальтер. Когда-то, ещё в советские времена, любители железных дорог только в сладких снах могли лишь мечтать о том, чтобы появилась возможность снять живой паровоз где-нибудь на глухой живописной линии. И как это ни странно, такая возможность у них всё же реально появилась. В самом начале 90-х прошлого века, Всесоюзным обществом любителей железных дорог (ВОЛЖД) при поддержке МПС была организована одна из первых паровозных обкаток на линии Торжок-Соблаго с пассажирским поездом Осташков-Торжок №653/654, прозванным в этих края ласково "снежинкой".

Это однопутная неэлектрифицированная линия уникальна и сегодня по-прежнему тем, что на ней сохранилась и исправно действует до сих пор старинная электрожезловая система блокировки и легендарные семафоры, регулировавшие движение поездов ещё на заре паровозной эры.

Входной чётный семафор на станции Селижарово. Два поднятых крыла означают, что маршрут для приёма поезда готов на боковой свободный путь. Фото: Алексей Алексеев
Входной чётный семафор на станции Селижарово. Два поднятых крыла означают, что маршрут для приёма поезда готов на боковой свободный путь. Фото: Алексей Алексеев

Всё как встарь. Путь на участке от Кувшиново до Соблаго и в наше время лежит на деревянных шпалах и песчаном балласте, а все оставшиеся действующие станции, по причине малых размеров движения, оборудованы ручными стрелочными переводами.

Ручные стрелочные переводы на станции Селижарово, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд. Фото: Алексей Харин
Ручные стрелочные переводы на станции Селижарово, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд. Фото: Алексей Харин

Поэтому именно на такой аутентичной железнодорожной линии, живой паровоз будет смотреться особенно красиво и гармонично, идеально вписываясь в окружающее пространство, а не выглядеть грубой постановкой или анахронизмом. Тихие, можно сказать отрешённые от оживлённых потоков цивилизации, небольшие станции и затерянные в тверских лесах глухие разъезды, давали любителям "чугунки" шикарную возможность создавать красивые фотоснимки в ретроспективе. Ведь попадая на линию Торжок-Соблаго, путешественник будто бы перемещается во времени и погружается в атмосферу железных дорог эпохи МПС советского периода, примерно в 50-е годы ХХ века.

Фактура заповедной линии Торжок-Соблаго. Фото: Алексей Алексеев
Фактура заповедной линии Торжок-Соблаго. Фото: Алексей Алексеев

Одним из таких притягательных мест для проведения съёмок был выбран бывший разъезд Новосёлки, расположенный на 86-87 км дистанции линии Торжок-Соблаго. Разъезд уже давным давно не действовал, поскольку был признан неперспективным (как и многие разъезды и станции на этой линии) и закрыт на закате существования СССР.

Бывший разъезд Новосёлки, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД
Бывший разъезд Новосёлки, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД

Вот так выразительно Аркадий Ликальтер описывает свои жизненные воспоминания со съёмок во время паровозной обкатки на селижаровской линии уже из далёкого сентября 1990 года:

"Мы ехали специально на этот разъезд в Новосёлки чтобы снять поезд с башней! Поезд пришёл уже довольно поздно по темноте. Мы все быстро спрыгнули с него, успевая сделать всего лишь несколько снимков за время короткой стоянки. Буквально через мгновение, после того как отправился поезд, мелькнули три хвостовых огня последнего вагона, растворившись в ночи, как тут же наступила полная мгла".
Чётный входной семафор на разъезде Новосёлки. Линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД
Чётный входной семафор на разъезде Новосёлки. Линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД
"Я практически уже на ощупь какого-то хвороста сумел набрать на костёр, который мы развели тут же прямо на шпалах. А чего ещё делать то осенней ночью в этой глуши?!"
Ночью у костра, разведённого прямо на шпалах 2-го недействующего бокового пути. Линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД
Ночью у костра, разведённого прямо на шпалах 2-го недействующего бокового пути. Линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД
"А по утру на разъезд приехали путейцы на дрезине и расшили боковой путь, на котором мы всю ночь так и просидели у костра!!!"
Путейцы демонтируют рельсы с неиспользуемого бокового пути на разъезде Новосёлки. Линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД
Путейцы демонтируют рельсы с неиспользуемого бокового пути на разъезде Новосёлки. Линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД

Вот так творилась история можно сказать что прямо на глазах. А теперь в Новосёлках царит полная глухомань, ни души. Ближайший от разъезда населённый пункт - Брылёво. Поезда здесь уже давно не останавливаются, они тоже практически исчезли с этой линии...

Снимок со спутника из Яндекс-карт
Снимок со спутника из Яндекс-карт

Вокруг же разъезда лишь леса да речушка с причудливым названием Ворчала.

Жд мост через реку Ворчала. Фото: Алексей Алексеев
Жд мост через реку Ворчала. Фото: Алексей Алексеев

Сегодня бывший разъезд Новосёлки выглядит вот так.

Бывший разъезд Новосёлки в наши дни. Остался лишь главный путь да опушка леса на том месте, где лежали когда-то боковые пути. Фото: Алексей Алексеев
Бывший разъезд Новосёлки в наши дни. Остался лишь главный путь да опушка леса на том месте, где лежали когда-то боковые пути. Фото: Алексей Алексеев

Хотя некогда на этой линии было весьма многолюдно, взгляните - те же самые Новосёлки ещё в 80-х годах, толпа народа ожидает пассажирский поезд.

Когда-то в Новосёлках был не разъезд, а станция. На снимке хорошо видно три пути: главный и два боковых. Фото из архива ВОЛЖД
Когда-то в Новосёлках был не разъезд, а станция. На снимке хорошо видно три пути: главный и два боковых. Фото из архива ВОЛЖД

Аркадий любезно мне предоставил целую серию снимков с бывшего разъезда Новосёлки, сделанные тогда же в сентябре 1990г., давайте же их посмотрим.

Панорама разъезда Новосёлки. линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД
Панорама разъезда Новосёлки. линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД
Панорама разъезда Новосёлки. линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД
Панорама разъезда Новосёлки. линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД
Деревенское захолустье в лесной глухомани. Новосёлки, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД
Деревенское захолустье в лесной глухомани. Новосёлки, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Аркадий Ликальтер и Леонид Сватиков, ВОЛЖД

Водонапорная башня - один из символов линии, центр её обихода. Именно на фоне башни, как и рассказывал Аркадий, очень хотелось сделать снимок с паровозом.

Не знаю, успел уже кто-то из вас мои дорогие читатели обратить своё внимание на то, что с башней что-то не так? Какая-то странная она, с непонятным куполом. Так и есть, это хорошо видно на следующем снимке.

Скрытая за ветвями зеленых лап густых елей водонапорная башня в Новосёлках. Фото: Денис Доронин
Скрытая за ветвями зеленых лап густых елей водонапорная башня в Новосёлках. Фото: Денис Доронин

Что с ней произошло?

В годы Великой Отечественной войны 1945-1945гг. линия Торжок-Соблаго подвергалась многочисленным налётам немецкой авиации. В результате одного из налётов на разъезд Новосёлки, авиационная бомба угодила точно в купол водонапорной башни, разворотив его просто до неузнаваемости. Представьте себе только какое это было хоть и страшное, но очень феерическое зрение, когда бомба угодив в купол, разнесла его до основания вместе с заполненным огромным водяным баком!

Разъезд Новосёлки. Фото: Алексей Оболенский 2002 год
Разъезд Новосёлки. Фото: Алексей Оболенский 2002 год

После войны тяговое водоснабжение для паровозов в Новосёлках восстанавливать по каким-то причинам так и не стали. Разрушенная водонапорная башня в таком обезличенном уже виде так и осталась здесь стоять как памятник прошлому о тех грозных событиях.

Слева на снимке, если приглядеться, то можно увидеть торчащие из земли остатки паровозной гидроколонки. Фото: Алексей Алексеев
Слева на снимке, если приглядеться, то можно увидеть торчащие из земли остатки паровозной гидроколонки. Фото: Алексей Алексеев

А хотите теперь увидеть как выглядела эта башня до того как была разрушена? Но сначала можно заглянуть внутрь, есть один снимок от Аркадия Ликальтера.

Внутри водонапорной башни в Новосёлках
Внутри водонапорной башни в Новосёлках

На бывшем разъезде Трясёнка на этой же линии Торжок-Соблаго сохранилась в первозданном виде точно такая же водонапорная башня с ажурным шатром для огромного водяного бака.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram