Вполне закономерно, что с потеплением дороги и тротуары нашего города превращаются в каток. Под закономерностью мы понимаем не оттепель, а коммунальные службы города, которых вспоминают недобрым словом и пешеходы, ступая на скользкий тротуар, и автомобилисты, пытаясь избежать аварийных ситуаций.
Чиновники столичного муниципалитета считают: улицы Кызыла в «удовлетворительном состоянии». Уверена, что жители с такой оценкой не согласятся, если только «удовлетворительно» не означает «троечку». Возможно ли более качественно избавлять город от снежных заносов и наледи? Вопрос, казалось бы, простой, но муниципальные власти почему-то саботировали его, в буквальном смысле скрываясь от корреспондента и вешая трубку при одном упоминании темы «снежного фронта». Возможно, мы проморгали тот момент, когда улицы Кызыла стали объектом, строго засекреченным, как и деятельность коммунальщиков, либо же все хуже, чем мы предполагали?
Мы часто ругаем муниципальных чиновников за чёрствость, некомпетентность, нерасторопность, в общем-то проще перечислить за что не ругаем. Но, справедливости ради, давайте признаем: случается, мы не совсем объективны в своих оценках. Гораздо проще указать на то, что не сделано, чем сказать о том же содержании улиц, что их все же убирают, причём и в дневное время, и ночью, подсыпают ледяные накаты, вывозят тоннами снег.
Опять же сами жители порой «пакостят»: складируют снег в несанкционированных местах. И выявить таких вот «уклонистов» - тоже забота муниципальных властей. Тяжёлой работы, как и зачастивших к нам осадков, у коммунальных служб довольно много, а вот техники мало, несмотря на то, что автопарк периодически пополняется новыми единицами. Есть проблемы и с кадрами. Но, тем не менее, каждую неделю улицы планомерно, медленнее, правда, чем хотелось бы, приводят в порядок.
Какие ещё объективные причины мешают освобождать улицы от снега своевременно, могли бы рассказать сами чиновники мэрии либо муниципального предприятия «Благоустройство», за этим, собственно, мы и связались с представителями этих организаций. Тогда мы ещё не знали, насколько глубоко засекреченной является эта информация! И просто отправились в пятничный рейд с активистами ОНФ по нескольким столичным улицам…
Добро пожаловать на лед!
И все же пройтись по Кызылу – было бы неверным выражением. Прокатиться – подходит больше, именно сейчас, когда разошлась оттепель. В такое время года аварийность на дорогах и травматизм населения, в том числе и на тротуарах, увеличиваются. С активистами ОНФ мы видим, как за короткий отрезок времени на улице, к примеру, где находится Дом профсоюзов, сначала мужчина падает, следом едва не приземляется на пятую точку школьник. Мама с ребёнком более осторожна – идёт по кромке тротуара, там хотя бы снег. Ребёнку катиться в радость, к тому же его крепко держат за руку. Но мамочке с коляской или инвалиду эта «тропинка» бесполезна – добро пожаловать на лёд. Либо сидите дома. А вот бабушка - божий одуванчик - несёт себя прямо по «катку» и сумку на колёсиках катит. Рисковая! «Это мой ежедневный путь на работу. За две недели песком подсыпали островок у остановки и около магазина. От одного светофора до другого, видите, - сплошная катушка», - призывая нас в свидетели, говорила кызыльчанка.
Чуть дальше остановки «Почта» ещё одна пожилая женщина с тросточкой прихрамывает по снежной боковине тротуара по ул. Тувинских Добровольцев. Здесь, как и на прежней «точке наблюдения», подсыпка видна на пятачке остановки, там же снят снежный наст. Все остальное пространство для пешеходов захватил лёд.
Параллельные миры?
Забегая вперёд, скажу, что уже на следующий день проинспектированные нами участки качественно засыпали песком. То есть, в принципе, эту работу можно было сделать и раньше, без напоминаний?
Тогда в пятницу наблюдавшая вместе с нами за балансирующими на льду гражданами представитель мэрии стойко держалась версии, что сотрудники МУП «Благоустройство» очищают улицы каждый день и подсыпку производят. Возник логичный вопрос: мы и сотрудники муниципалитета живём в параллельных мирах? Либо чиновники в большинстве своём не ходят по «очищенным городским пространствам»? Ведь в противном случае они бы знали, что пятачок близ остановки — это далеко не вся улица.
К слову, рейд прошёл в основном в центрально части Кызыла, о которой в мэрии говорили, как о приоритетном направлении. Мол, нельзя же весь город одномоментно убрать! В первую очередь от снежных заносов и наледи освобождают участки с наиболее интенсивным движением, где больше автомобилистов и пешеходов, периферийные микрорайоны оставляют на потом. Но, как выяснилось, в каждом правиле есть свои исключения, либо простые недоработки. Вот он центр – а вот лёд и плотный снежный наст. А ведь кому-то эти недоработки стоили здоровья!
Мы понимаем , но калечиться не хотим
Врачи травмпункта на базе поликлиники №1 говорят, что самые частые «зимние» травмы, с которыми кызльчане попадают к ним, - это переломы лучевых костей рук, лодыжек и рёбер. Нередки растяжения связок, ушибы, черепно-мозговые травмы. Но особенно опасны падения для пожилых людей, они могут закончиться тяжелейшей травмой — переломом шейки бедра. Только за февраль в травмпункт с уличными травмами попали 234 пациента, 107 их них - дети.
Мы и дальше можем следовать непреложному закону жанра, проживая «день сурка», бесконечно фиксируя нарушения, которые мэрия будет исправлять, но прежде травмункт получит своих пациентов. А вывод будет все тот же: нынешнего объёма проводимых коммунальными службами работ недостаточно, Кызылу требуется большее количество спецтехники!
Вы поймите, уважаемые чиновники мэрии, конечно, мы искренне сочувствуем, что в казне денег не хватает на снегоуборочную и прочую технику, сочувствуем, что дворники не соблюдают трудовую дисциплину. Понимаем. Но калечиться не хотим, не желаем, чтобы наши близкие — пожилые люди ломали кости!
Все на субботник!
На одном из совещаний в столичном муниципалитете журналистам рассказали, что на содержание 245 улиц Кызыла в МУП «Благоустройство» в 2021 году предусмотрено 116 миллионов рублей, предусмотрено 38 единиц техники и 115 дворников. «Не все эти машины задействованы в уборке улиц именно от снега, а какие-то в данный момент находятся в ремонте», - объяснили мне в МУП «Благоустройство», куда я в пятницу же позвонила, надеясь получить актуальную информацию. Но рабочий день в данном учреждении закончился, и люди спешно убывали домой. Очень эмоционально мне объяснили, что работать за меня сотрудники МУПа не собираются, и предложили на свои вопросы ответить мне же самой. «И прекратите меня третировать днём и ночью!» - закончила разговор специалист муниципального предприятия.
От заманчивой идеи пересчитать всех дворников и спецтехнику, работающую и стоящую на приколе, самостоятельно придумать убедительные причины нерасторопности коммунальщиков, пришлось отказаться. Все же за жизнедеятельность города отвечает целый муниципалитет, в котором, смею надеяться, есть профессионалы, «располагающие информацией» и готовые ею поделиться.
В мэрии, куда я позвонила следом, работа просто кипела: всем муниципалитетом служащие из кабинетов отправились прямиком на субботники. «Позвоните завтра, а лучше в МУП», - отрывисто бросил в трубку начальник департамента городского хозяйства. Услышав печальную историю «про МУП», чиновник пообещал, что всю информацию по снегоуборочной компании дадут его подчинённые в понедельник. Однако пятничный субботник плавно перетёк в понедельничный и практически всех служащих вновь кинули «на амбразуры» - чистку города от снега.
Сведения государственной важности
Чудом минувший сей участи специалист мэрии, как водится, без отмашки «сверху» дать информацию отказался. Собственно, часть вопросов уже утратила к тому времени актуальность, за город все-таки взялись. Это главное. Хотя нашей заслуги тут было несоизмеримо меньше — Тува ждала приезда больших гостей из Москвы. Но чрезмерная секретность по пустяковому, в сущности, вопросу вызывала удивление и недоумение. «Уборка снега – это ведь не сведения, содержащие гостайну?...» - попыталась внести ясность в разговоре с «уцелевшим» сотрудником мэрии, но в ответ услышала лишь гудки…
Субботники — дело для Кызыла обычное, и такой полезной практике, перенятой с советских времён, можно только радоваться — все лучше, чем в кабинетах сидеть. Гостей, понятное дело, надо встречать в чистом «доме», опять же проблема для автомобилистов и пешеходов будет стоять не так остро. Несговорчивость, а может, и некомпетентность чиновников, - тоже не ахти какая новость. Вполне возможно, что эта статья, которую я, к слову, хотела посвятить именно вкладу коммунальщиков в освобождение нашего города от снежно-ледяного плена (но увы!), была бы отложена до лучших времён. Но, вспомнился один случай.
Однажды, в одной из заморских стран меня крайне раздосадовало поведение бармена, который обслуживал в первую очередь не туристов, на которых, собственно, и держится этот бизнес, а местных жителей, традиционно отдыхающих в отелях в выходные дни. "А ведь это правильно - заботиться прежде всего о своих жителях!", -тогда подумала я.
Вот как бы нам такой полезный опыт перенять? Когда бы без вмешательства общественников и журналистов, чиновники старались для нас - кызыльчан, без отговорок и ссылок на гиперзанятость, без отфутболиваний, бросания трубок, которые так наглядно и без стеснения демонстрируют. Все же решение проблем города, граждан, это непосредственная обязанность этих самых чиновников .
Н. Черноусова