На этом рисунке мы видим комнату, в которой царит хаос: портрет на стене перекошен, стул вот-вот упадёт, в открытое окно залетают птицы, а в центре всего этого безобразия баснописец Крылов поливает водой книгу. Давайте попробуем разобраться, что же здесь произошло.
Рисунок создал иллюстратор Пётр Фёдорович Борель, который изобразил реальный эпизод из жизни Ивана Крылова — известного русского баснописца.
Широкая общественность ознакомилась с этим произведением в 1883 году, когда оно было опубликовано в еженедельном журнале «Всемирная иллюстрация». Рисунок повествует об одном очень интересном эпизоде из жизни Крылова, который также был опубликован в этом еженедельнике.
Известным фактом биографии Ивана Андреевича была его леность и неопрятность. Есть даже популярная эпиграмма на Крылова авторства Д. И. Хвостова:
Небритый и нечесаный,
Взвалившись на диван,
Как будто неотесанный
Какой-нибудь чурбан,
Лежит, совсем разбросанный,
Зоил Крылов Иван:
Объелся он иль пьян?
В своей собственной квартире баснописец никогда не соблюдал чистоту и даже не заставлял убираться свою прислугу, состоявшую из пожилой женщины с дочерью.
Одна из картин на стене квартиры Крылова висела боком на одном гвозде, но никто никогда не пытался это исправить. Окно в комнате часто бывало открыто настежь, поэтому постоянными гостями в доме были голуби, регулярно подкармливаемые хозяином.
Крылов работал библиотекарем в русском отделе книг Императорской публичной библиотеки. Один раз он попросил у директора А. Н. Оленина для прочтения на дом дорогое и редкое издание описания Египта.
Утром в халате с чашкой кофе, он поместился, чтобы лучше рассмотреть роскошные гравюры в зале у окна на стуле, который вместе с столиком стоял на приделанном возвышении, какия часто делались встарину у окон. Одну половину раскрытой большой книги положил он на окно, а другую на стол, корешок же поддерживал левой рукой. Вдруг ему показалось, что стул покачнулся, как будто соскользнувши с возвышения. Силясь сохранить равновесие, Иван Андреевич в торопях схватил правой рукой за блюдечко чашки, отчего она, опрокинувшись, залила кофе листы книги...
Осознав, что он натворил, Крылов не придумал ничего лучше, как притащить из кухни ведро воды и поливать из него книгу. Это безобразие увидела служанка и тут же побежала за помощью к поэту Гнедичу, который жил этажом выше: помогите, мол, рехнулся барин.
Так поведал об этом эпизоде Гнедич: «Вхожу. На полу море. Крылов с поднятым ведром льёт на книгу воду. Я кричу в ужасе. Он продолжает».
Вылив на книгу полное ведро воды, Крылов рассказал Гнедичу в чём дело, а свой поступок оправдывал тем, что без воды никак нельзя было бы свести кофейные пятна.
Именно этот эпизод из жизни великого баснописца и изобразил Борель. Чем закончилась эта история — неизвестно, но книга, конечно, была испорчена.