Долго думала: может, что убавить или прибавить? Но после нескольких попыток, «заходов» решила: оставить как есть, всё в почти не тронутом виде. Сестре:
«…Оль, дай я тебе скопирую письмо, которое писала Х.Хайнер, ночью, летом до 5-ти утра.... про мои отношения с музыкой. почитай, прикольно получилось!...»
"...Лен, прослезилась над твоим письмом!"
Здравствуйте, все! Будем знакомиться. Нас четверо: мама Лена - 32 года, папа Вова- 37, Танюшка - 5 лет и Дениска - 3 годика. Начну с себя любимой - моя музыкальная родословная невелика: бабушка (по маме) говорят, была первая певунья в деревне - поющую бабушку я помню больше, чем поющую маму. Дедушка (по папе) – гармонист, рассказывают, что он после работы всегда играл. Когда я училась в училище, дед всегда интересовался учёбой, говорил: "Играй, никого не слушай, кто там что скажет и подумает..." (это я очень аккуратно написала, дед всегда выражался ооочень по-русски..)))
Мама, учась в институте (в 18-19 лет) стала ходить на кружок баяна - поняла, что это трудно и слишком поздно для неё, свою мечту решила воплотить, отдав первую дочь (мою сестру) в училище культуры в 14 лет на баян... баян сестру измучил, но... каким-то образом она всё ж таки выжила и даже не разлюбила музыку! Меня мама отдала в музыкальную школу "пораньше", после 3-го класса.
Родилась я в селе, в Кировской области, музыкально образованного специалиста в саду не было - играла песни на праздниках нам заведующая д.с. Всё время думала - почему такие песни все одинаковые, гипнотические? - позже оказалась, что она во всех песнях в аккомпанементе играла только тонику :) – один аккорд.
Меня всегда манили клавиши... на репетициях к детским праздникам всегда старалась встать поближе к ф-но, потрогать эти священные белые гладкие клавиши, похожие на... торт, на счастье!
Первое выступление на сцене в 4 года в роли "Матрёшечки" в ансамблевой песне с одной-единственной фразой "И одна матрёшечка!" + взмах платочком)))
Ближайшая музыкальная школа была в посёлке, 17 км. бездорожья от нас (до сих пор боюсь этой дороги, эти 17 км от Немы до Колобова до сих пор кажутся самыми длинными, откуда бы ты ни ехал).
Но особенно страшно было по ней ездить осенью и весной. Автобус "таскало" и кружило по дороге, как щепку в водовороте, которая отчаянно сражается со всеми ветрами и течениями. За 20 минут езды вся жизнь, бывало, промелькнет перед глазами! Американские горки = русские дороги. Столько раз колеса нашего автобуса были в 20 сантиметрах от края дамбы, столько раз можно было поседеть от всех потрясений (в прямом смысле слова), пока водитель автобуса боролся с колеями и канавами, взрывая сырую грязь. 2 раза на моей памяти автобус «слетал» с неё, с той самой дороги! Хорошо, что не перевернулись ни разу, хотя я слышала, что было и такое. В один из таких «слётов» по полю так трясло, что в баночке с молоком, которую мне наливала мама в дорогу, сметана взбилась в комок почти масла)))
Всем, кто «побеждал» эту дорогу (водителям) автоматом нужно 1-е место давать в гонках по трассе Ралли-Колобово-Нема. (=Париж-Дакар). И каждый раз - "Слава Богу, выжили! И наш водитель сегодня снова сделал это: довез нас до дома".
Когда мама стала работать директором ДК, пригласила с концертом музыкальную школу...- у меня сорвало крышу (примерно, как сейчас по Софт Моцарт) - мама была счастлива (я думаю). Меня согласились взять кандидатом - т.е., если будут успехи - зачислят в музыкальную школу официально. В общеобразовательной школе у нас никто не учился музыке – и я была выскочкой, наверно, в глазах общественности. Знаю, что многие учителя без особого энтузиазма отреагировали на всё это, но всё-таки на педсовете было решено разрешить мне ездить в музыкальную школу по субботам, 1 раз в неделю.
Разрешили при условии, что я буду отрабатывать все классные и домашние задания (пришлось пропускать занятия, автобус ходил 1 раз в день). Если эти поездки отразятся на моих оценках (я была тогда отличница) – мне запретят. Мама дала мне установку: «В понедельник ни у кого из учителей не должно быть претензий по предметам – иначе музыке – конец!».
Помню, директор школы (учитель алгебры) каждый понедельник всегда разыгрывал очень артистично сцену удивления по поводу моего появления на уроке «Ба, какие люди! А мы уж вас потеряли! Ну что, напелась, наплясалась в субботу – давай, теперь к доске, просим!» - было смешно, правда! Он, видимо, был «не на своём месте», его всегда, мне казалось, «грызла» моя ранняя уверенность в выборе профессии. Он даже спросил как-то «Ты так уж уверена, что это твоё?» . Говорю: «Да, уверена!». Он: «Повезло тебе»!
Вот и получилось, что своё право заниматься музыкой я доказывала в 2-х школах одновременно!
Занималась 1 час в день с 16.00 до 17.00 (это было чётко установленное время в моём режиме дня) у мамы на работе за стенкой – она никогда не вмешивалась в то, что я там делаю – и это мне очень нравилось, что хотя бы здесь она меня не может критиковать и обсуждать.
Мой педагог - 23 года, закончил эстрадное отделение в Кировском училище искусств. Мы занимались с ним ф-но, сольфеджио (писали диктанты и строили все обращения септаккордов, разрешения во всех тональностях - не играя их на ф-но! - у меня это хорошо получалось, но я понятия не имела для чего это???). Сочиняла по его заданиям стихи и песни! – это мне очень помогало, спасало потом по жизни. Он никогда не просил меня петь нотами то, что играю...!
Когда у меня, наконец, появилось полноценное сольфеджио - вообще не понимала - для чего это всё? как это связано с ф-но? - и видимо, была «инвалидом - читателем". Не помню, чтоб у меня были проблемы с пониманием нотного стана. Через 2 года я играла пьесы из "Детского альбома " П.И.Чайковского (уж как я там играла, не знаю...) в том сборнике были крупные ноты, помню, что каждая была запечатлена в сознании, там было всё понятно). После этого педагог стал резко давать мне сложные произведения, с многоэтажными аккордами, в основном всё эстрадно-джазовые пьесы и упражнения...
«Ты сможешь!» - так повторяют многие педагоги своим ученикам, рассчитывая, что способный и трудолюбивый ученик "разгребёт любую поставленную задачу". И вот с этого места я «стала мочь», была вынуждена запоминать "с рук" - потому что прочитать и переварить это не могла – стала, постепенно, становиться "инвалидом-слухачом".
Половину нот в пределах малая – первая октава я ещё понимала, остальное – на слух, на глаз. Потом вдруг на меня свалился классический репертуар для окончания школы.
О, ужас! Для поступления в училище – эти же произведения я играла ещё год или 2…! Почему? Потому что ещё раз такой объём подобной сложности осилить (взять на слух) было для меня настоящей каторгой! Полный застой в развитии музыкальной памяти и чтении нот с листа на 2 года!
Никогда не слышала о том, что музыка может изображать или выражать чувства того, кто её играет. Однажды сестра под мою джазовую пьесу стала изображать поезд – это заразило меня, заинтересовало…но я подумала, что это просто игра, дурость. Интуитивно чувствуя, что в ней, в музыке, всё не просто так, где-то в 14-15 чётко осознала, что игра на инструменте для меня просто спасение. Все проблемы и конфликты, злость, несогласие подростка из общеобразовательной школы, из дома я несла сюда к фортепиано – излившись и проплакавшись клавишам, мне становилось легче, и можно было жить дальше. Но я не знала, что музыка про это и есть, что это не просто мои фантазии! То время я помню, как острый эмоциональный голод, одиночество и пустота… (– у всех так подростков?)
В 11 классе (это была уже школа в посёлке) все у нас поступали на юристов, экономистов – это был такой «БУМ» тогда. Сомнения появились и у меня. Моя классная руководительница, Татьяна Ивановна, говорила, что у меня математическое мышление, что мне надо туда, в математики. Но однажды, просидев над трудной задачей по геометрии всё воскресенье, потом легла спать, заведя предварительно будильник на 5 утра, чтобы подумать ещё. Решила её, наконец, встав в 4 утра следующего дня, принесла педагогу. Она похвалила меня, поставила плюсик – и всё!!! Понимаете? Потратить целый день ради этого плюсика? И это весь результат труда? Я этот плюсик кому должна показать? Никому эта задача нафиг не нужна! И мне тоже…
Ещё я очень любила физику…больше её преподавателя, Ольгу Николаевну, у меня такой педагог был ещё только по музыкальной литературе в училище. Она рассказывала про физику, как про искусство, где всё понятно, как в своём доме, и интересно, как в доме гуру. Про наблюдения, эксперименты, про то, как доходили учёные до своих открытий. Время от времени общаюсь с ней, она однажды даже сказала, что мечтала учиться в музыкальной школе, что ей до сих пор снятся клавиши и её руки на ф-но!!! (Как правильно вы сказали, Елена Владимировна, что музыка нужна каждому, и это в нас во всех с рождения).
Взвесив все свои "хочу-могу" я возвращаюсь-таки к музыке!
*** (на последний звонок близкой подруге)
Катюшка-солнце, вот и всё!
Ты там, я здесь – и мы не вместе,
Придётся снова нам искать,
Друзей, врагов, но в новом месте…
Мы очень разные – ведь так?
А может быть, похожи слишком?
Ходить мы будем новой фишкой,
Раз новой жизнью жить, но как?
Припев:
Так трудно привыкать к потерям,
Так больно думать, что пора,
Нам уходить, открыты двери,
А всё, что было – всё вчера!
Мы всё поймём и всё простим,
Пусть нелегко, и пусть не сразу,
И всё, что было сохраним,
И не изменимся ни разу!
И через много-много лет,
И через 10 и 15,
Мы вспомним, сколько было бед,
Когда нам был по 17!
Припев:
Не будешь ты в небо смотреть,
В которое я смотрю,
Не будешь на звёзды глядеть,
В которые я гляжу,
И будешь ты песни петь,
Которые я не пою,
Но знай¸ что тебя всё равно,
Такую я тоже люблю.
После 1 сессии в училище, когда у меня внутри всё перевернулось, когда открылись глаза и уши, я своей Катюшке с пеной у рта доказывала, как важно каждому человеку получить музыкальное образование, каждому ребёнку! Прошло всего полгода после школы, а она меня уже совсем не понимала, мы говорили на разных языках. Катя сказала: «Я люблю музыку, но не училась в музыкальной школе, и что? Я нисколько не чувствую, что что-то в жизни пропустила или потеряла». Вы точно сказали в своей книге: «Невозможно потерять или оценить масштабы потерянного, если ты этим не владел». Музыкальный язык для большинства людей не потеря, потому что они им не владеют.
P.S: Нынче узнала, что сын Кати ходит в музыкальную школу.
Говорит: "Представляешь? Мой сын ходит в музыкальную школу! Да я ж понимаю, Лен, мозг, моторика и прочее… и ему нравится, главное?!?""
- Представляю, Кать)))
Продолжение следует…
27.10.2019