Найти тему
История войн и оружия

Истребитель Ла-5 против Ме-109

13 августа 1942 г. начались войсковые испытания первых ЛаГГ-5 (первоначально Ла-5 назывался так) в 49-м краснознаменном истребительном авиаполку 1-й воздушной армии Западного фронта, а с 20 августа и в 287-й истребительной авиадивизии под командованием полковника Фролова, в 249-м, 75-м, 27-м, 297-м и 437-м истребительном полках 8-й воздушной армии на Сталинградском фронте. Использовались самолеты 1 -3 производственных серий.

В боях с Мессершмиттами Bf-109F-4 и Bf-109G-2 выяснилось, что ЛаГГ-5 уступает им в горизонтальной скорости и скороподъемности.

Ме-109F-2 (немецкое прозвище "Фридрих") получил мотор DB 601E, он имел взлетную мощность 1 350 л. с. при частоте вращения вала 2 700 об/мин. По результатам советских испытаний в 1943 г. мотор DB 601Еа развивал мощность 1 450 л. с. на 2 000 м и 1 350 л. с. на высоте 5 100 м.

Из-за нехватки двигателей DB 601E ставили старую модификацию DB 601N 1 270 л. с. Максимальная скорость у земли 516 км/ч, на высоте 600 км/ч. Вооружался F-2 одним 15-мм пулеметом с 200 патронами и двумя 7,92-мм пулеметами с боекомплектом по 500 патронов.

Следующая субмодификация Ме-109F-4 получила все же DB 601E и развивала максимальную скорость 535 км/ч у земли и 620 км/ч на высоте. Скороподъемность была 1 308 м/мин, на 5 000 м самолёт забирался за 4,8 минуты. Вооружалась машина 20-мм пушкой в развале цилиндров мотора MG 151 со 150 снарядами и двумя 7,9-мм пулеметами MG 17 с 500 патронами на ствол.

"Густав" немецкое прозвище Ме-109G имел еще более лучшую скороподъемность 1 398 м/мин (на высоту 5 000 м он забирался за 4,4 мин.), чем "Фридрих". Ме-109G-2 начали появляться на фронте с лета 1942 г.

С февраля 1943 г. выходит субмодификация Ме-109G-6 стала тяжелее, из-за замены 7,92-мм пулеметов на 13-мм и установки 30-мм пушки. Ухудшили аэродинамику появились "шишки" для 13-мм пулеметов, которые не влезали в капот и появились обтекатели на крыльях снизу для новых колес большего размера.

-2

ЛаГГ-5 с мотором М-82 с 1 330 л. с. развивал максимальную скорость у земли - 509 км/ч, на высоте 580. Практическая дальность была 1 190 км. Максимальная скороподъемность 833 м/мин. Практический потолок 9 500 м. Вооружался он двумя 20-мм пушками ШВАК и мог взять две бомбы по 100 кг.

Приказом НКАП от 8 сентября 1942 года истребителю присвоили обозначение Ла-5.

Хоть как-то догнать Ме-109G-2 Ла-5 мог только с использованием форсированного режима, но он мог применяться только считанные минуты и немец имел все шансы уйти от преследования.

Получается, что Ла-5 мог только обороняться, только более-менее подготовленный пилот мог вести бой на горизонталях. За счет веса Ла-5 быстрее разгонялся при пикировании, чем Ме-109F.

К тому же не были изжиты множество недостатков: управление газом, чрезмерные нагрузки на руле направления при скоростях около 500 км/ч, кабина плохо проветривалась, к тому же в ней была такая жара, что подошвы кирзовых сапог приходили в негодность через 10 вылетов, прицел ставили так высоко, что пилот при попытке в него посмотреть упирался в сдвижную часть фонаря, ветровой козырек фонаря искажал видимость из-за двойной кривизны, фонарь не открывался при скоростях выше 350 км/ч, летали с открытым, что снижало скорость, плексиглас фонаря быстро мутнел, это было еще одной причиной, почему приходилось летать с открытым, в кабину засасывало выхлопные газы, был плохой обзор назад и т. п.

Была проблема и с мотором М-82, он на больших оборотах перегревался и летчик должен был дать ему отдохнуть.

Но пилоты и техники оценили высокий потенциал самолета.

Фронтовики для облегчения самолета предложили заменить одну пушку ШВАК на 12,7-мм пулемет УБС и снять протектор с крыльевых баков.

В августе 1942 г. Ла-5 вступили в бой в районе Сталинграда. 19 Ла-5 сбили за 180 боевых вылетов 16 вражеских самолетов. Сами потеряли 5 машин, два не вернулись с боевого задания, четыре разбиты из-за боевых повреждений, один самолет таранил Ю-88 и разбил мотор.

Ла-5 для боя с Ю-88, Ме-110 и Хе-111 был вполне подходящим. Удавалось сбивать и истребители. В ноябре 1942 г. четыре Ла-5 вступили в бой с 12 бомбардировщиками Ю-88 и 6 Ме-109, советские пилоты сбили 3 и повредили 2 машины. Потом прилетели 9 Ме-110 и 4 Ме-109 и были сбиты еще 6 вражеских самолетов.

24 ноября 8 Ла-5 13-го иап во главе с Лышковым, в ходе прикрытия Ил-2 воевала с 4, а потом с 12 Ме-109. Они уничтожили 5 самолетов врага и при этом не потеряли ни одного своего. Спустя 2 дня 4 Ла-5 уничтожили 3 Ме-109, один советский самолет сел на вынужденную посадку.

Летчики 437-го иап 1 декабря в составе 8 самолетов во главе с капитаном Орловым, в воздушном бою с 12 истребителями врага над аэродром Гумрака сбила 5 машин. В тот же день 4 Ла-5 под командованием старшего лейтенанта Новожилова за 5 минут сбила 5 самолетов, в ходе расчистки неба для штурмовиков. На Ла-5 Кожедуб открыл свой боевой счет и довел число побед до 45.

Тем временем моторостроители сделали форсированный режим мотора М-82 номинальным, что породило следующую модификацию "Лавочкина" Ла-5Ф.

Спасибо за прочтение.

Статья в тему: Основные усилия немецкой авиации 1941 - 1943 гг.: против СССР или союзников?