Кажется, он был вечно. Бегал себе, носился, весело позвякивая, мимо аллейки Ленинградского проспекта, особнячков на Беговой, Ваганьковского кладбища... Но на самом деле жизнь его не была столь упорядоченной и спокойной, как может показаться.
Трамвай № 23 появился в Москве в 1909 году и ходил поначалу от Лубянской площади до Рогожской заставы. Затем маршрут меняли, вовсе отменяли и вводили снова. В 1933 году путь его пролег от Покровского-Стрешнева до Тверского бульвара. Во время войны конечную перенесли из Покровского-Стрешнева в Михалково. С 1953 года трамвай стал ходить до Белорусского вокзала, зимой 1955-го трамвай пущен к станции метро «Краснопресненская». Наконец, 11 августа 1973 года маршрут пролег от Михалково до Шмитовского проезда. К такому мы и привыкли. Но не тут-то было.
В октябре 2000 года маршрут "временно" укоротили до Ваганьковского кладбища - из-за строительства Третьего транспортного кольца. В 2002 году обчекрыжили до 1-го Боткинского проезда. А в декабря 2004 года и вовсе до улицы Алабяна. А дальше, как водится, вспоминают читатели.
Это был огромный маршрут! От Сокола, по Ленинградскому проспекту, за "Динамо", дальше поворот направо, вдоль Стадиона Юных Пионеров (увы, утраченному!) до очень красивого сталинского дома (сейчас он загорожен бестолковыми гигантскими стекляшками), там налево и направо - на Беговую (по маршруту, кстати, были Боткинская больница и Институт имени Герцена). Через мост над железнодорожными путями и правее - к Ваганьковскому кладбищу. И дальше вниз.
Я ездила на 23-м трамвае от своего Сокола до круга на Шмитовском проезде. Ехать долго, но маршрут уникальный! Много красивого можно было увидеть из окна неспешного трамвайчика. Нравились дома на Шмитовском, знаменитые коммуны, построенные до войны, бывала в гостях, планировка и архитектура уникальные.
Я любил иногда проехаться на 23-м трамвайчике. У меня на Шмитовском родственники жили. Но впервые я на нем ехал по не очень весёлому поводу. Где-то в 1972-м году меня скорая в детскую хирургию на экстренную операцию в больницу Дзержинского привезла. Однако всё обошлось, ложная тревога. Дали какое-то лекарство и часок отлежаться, а потом выздоровевшего отпустили домой. Вот тогда я с радостью и поехал оттуда на этом трамвае.
Хороший маршрут был. Связывал много важных объектов. Вот, навскидку. Станции метро: "Войковская", "Сокол", "Аэропорт", "Динамо", "Улица 1905 года". Ж/д станции: Ленинградская, Беговая. Стадионы: ЦСКА, Динамо, Юных пионеров. Ипподром. Больницы: Боткинскую, 9-ю детскую имени Дзержинского (Сперанского). Рынки: Ваганьковский, Коптевский, Ленинградский (правда, в стороне он). Ваганьковское кладбище. Вузы: МАИ, Строгановку, Пищевой, МАДИ, академия имени Жуковского.
Все закончилось 24 декабря 2004 года. Этот снимок я сделал за час до закрытия трамвайного движения по привычному маршруту навсегда:
В тот вечер мы специально приехали, чтобы в последний раз проехаться по Ленинградкому проспекту. Фото сделано на остановке "Метро Сокол". Сзади, за мной, павильон метро у церкви. На той стороне виден "Метромаркет". Место это как таковое уже не существует, поскольку тут где-то в 2007-м - 2010-м был разрыт котлован для строительства Волоколамского тоннеля. Вообще-то под остановкой проходил подземный коридор выхода от станции метро к павильону у церкви. Этот коридор был разобран, а после окончания строительства тоннеля построен снова.
Вот еще про московский трамвай: "Посреди города - густой лес, тюльпаны и коровы", "На Смоленской набережной чернели огороды, зданий СЭВа и Белого дома не было и в помине", "Мимо динозавров, космонавта, монастыря и Адама с Евой".