Найти в Дзене
Александр Залесов

Царь Ефремов и народ. Что «Конёк-горбунок» говорит про падение режима

Оглавление

Многие фильмы в России характеризуются фразой «ух, как размахнёмся». Ведь Никита Сергеевич Михалков не может снимать просто кино, он снимает «великий фильм о великой войне», а Фёдор Бондарчук тоже не снимает просто так, он снимает «эпическую фантастическую историю» (желательно в нескольких частях). Широта русской души, всё понимаю. У нас каждый третий фильм «событие года» и «вы не забудете никогда».

«Конёк-горбунок» на первый взгляд абсолютно такой же. 760 миллионов рублей, спецэффекты, костюмы, декорации. Это же всё-таки сказка.

За распил бюджета я бы не волновался. Вы только взглянете на костюмы, сразу поймёте, что деньги вот они. Да и визуальные эффекты, видно, не зря ели свой доширак.

Но это отступление. Осматривать фильмы через финансы и технические характеристики, кажется, довольно скучная рутинная работа. Интереснее смотреть на темы, которые есть в каждом фильме. На идеи, мысли, которые циркулируют внутри блокбастера. И тут у «Конька» всё очень интересно. Во-первых, это абсолютно политическое кино.

Государством управляет царь, Спальник (считайте, министр внутренних дел) и некий Воевода, то есть министр обороны
Государством управляет царь, Спальник (считайте, министр внутренних дел) и некий Воевода, то есть министр обороны

Демократический царь

Если пересказывать сюжет фильма не для детей, а для взрослых, то «Конёк-горбунок» — история про смену политического режима.

Смотрите, у нас есть царь. Его играет уже печально известный Михаил Ефремов. Думаю, если бы царя было как-то меньше в истории, авторы бы его убрали. Но царь тут — это вторая по величине роль. Его никак не выкинешь и не заменишь (иначе пришлось бы переснимать вообще всё).

Царь не то чтобы злодей, но очень противный человек. Ефремов в роли даже добавляет к этому образу долю противности. Царь вроде должен править страной, но на самом деле ничего не делает, тешит своё эго и отбирает у подданных собственность. По сути, разбойник.

Тааак, что тут у нас хорошего можно у людей отобрать
Тааак, что тут у нас хорошего можно у людей отобрать

Иван — обычный сельский парень. Он обожает царя. Хотя он не может объяснить причину своего обожания. Он восторгается царем только по причине того, что он царь. В этом почитании есть что-то очень милое и ужасающее одновременно.

Монархия на самом деле довольно ограниченная. Точнее, она целиком опирается на «общественное мнение». Царь очень не хочет расстраивать людей и сильно заботиться о своих рейтингах в народе. Что там говорят? Любят? Не любят? Нужно, чтобы любили.

Иван, как только приходит в город, ставит под сомнение популярность царя. Ивана любят. Эта такая же иррациональная любовь, как и любовь самого Ивана к царю. И царь, видя, что популярность как-то тухнет (что объяснимо, Иван — молодой и улыбчивый, а царь старый и мерзкий), хочет избавиться от конкурента. Политическая борьба началась.

Молодой и приятный глава государства лучше старого и противного
Молодой и приятный глава государства лучше старого и противного

Как в России сменится режим

Иван о страхах царя простодушно не подозревает. Даже когда его после первой же проваленной миссии хотят казнить. Он не соображает, что царь специально использует формальный предлог (Иван не исполнил поручение), чтобы решить свою политическую проблему.

Но Ване везёт, миссия на самом деле выполнена. Народ видит, что официально казнить не за что. Царь, считывая настроения людей, одаривает Ивана новым кафтаном (это вместо казни две минуты назад).

Даже больше того, желая задобрить народ, царь разрешает в честь счастливого случая устроить массовые гуляния и даже раздать медовуху бесплатно. Благодетель.

Просто делай то, что просят люди — вот наша политика. Популизм! Голосуй сердцем
Просто делай то, что просят люди — вот наша политика. Популизм! Голосуй сердцем

Политическая проблема, однако, осталась. Даже стала сильнее. Теперь Ивана действительно любят. Он принёс свет в страну. Но, очевидно, у него нет никакого формального права на царский престол.

Иронично, царь сам помогает Ивану получить трон. Конечно, не специально. Он снова посылает его на невыполнимое задание (кажется, что это уже идея фикс), но оттуда Иван возвращается с некой Царь-девицей. Очевидно, особа королевских кровей. Царь сразу же заявляет, что она будет его женой.

Царь-девица, однако, за царя выходить не хочет, и очевидно влюблена в Ивана. С этого момента у Вани появляется не только народная популярность, но и мостик к праву на трон, ведь Царь-девица — знатнейшего рода.

Иван не очень пока понимает, что перед ним — билет в королевские особы
Иван не очень пока понимает, что перед ним — билет в королевские особы

Жаль, что с момента появления царь-девицы сам царь как-то полностью уходит в любовные мысли. Строго говоря, теряет голову и уже не думает о том, что его противник становится сильнее.

Да, Ивана сажают в тюрьму, но вместо быстрой и четкой расправы над политическим оппонентом (то, что сделал бы рационально мыслящий диктатор), царь решает устроить из смерти Ивана шоу. Опять его любовь к тому, чтобы толпа ликовала. Доведёт до могилы.

На самом деле царя сгубило его собственное раздутое эго. Желание получить больше, чем это возможно. Казалось бы, царство есть, невеста есть, твой конкурент в тюрьме и уже скоро на плахе. Но вот хочется же большего. Хочется вернуть молодость.

Седина в голову, бес в ребро. И вот ты уже забываешь про ещё живых конкурентов
Седина в голову, бес в ребро. И вот ты уже забываешь про ещё живых конкурентов

Большие аппетиты царя сделали его пешкой в игре Ивана, царь-девицы и Конька-Горбунка. Он пал жертвой собственного нежелания минимизировать риски. Примерно как люди, которые в азартной игре вроде бы выигрывают, но потом ставят всё на чёрное.

После избавления от царя народ (говорю же, демократия!) сразу же выбирает Ивана новым царём. Вместе с Царь-девицей. Государственный строй всё такой же монархический, а вот режим изменился. Счастливый финал и полная победа Ивана, хотя он даже не ставил себе целью политическую борьбу. Потому и выиграл.


Конец

Спасибо, что дочитали! Я пишу подробные разборы тем разных фильмов. Вот, что ещё можно почитать интересного на моём канале:

Почему у «Покахонтас» лучший финал среди всех диснеевских мультфильмов

8 кадров, которые объясняют все про сериал «Половое воспитание»

Главная проблема Марвел, и почему после «Войны бесконечности» студию ждет застой