В столичном музее истории ВМФ можно увидеть интересный экспонат, внешне похожий на самолёт, но с необычным хвостовым оперением. Это экраноплан "Орлёнок", представитель ушедшей эпохи военных кораблей-самолётов.
Экраноплан передвигается за счёт экранного эффекта – резкого увеличения аэродинамической подъёмной силы на крыле вблизи поверхности (воды или земли). Данное явление было обнаружено более ста лет назад и на протяжении XX века конструкторы из разных стран предпринимали попытки использовать его для решения гражданских и военных транспортных задач.
История создания
Транспортно-десантный экраноплан "Орлёнок" проекта 904 является одним из немногих кораблей-самолётов, дошедших до этапа серийного производства. Спроектировано необычное транспортное средство в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) под руководством знаменитого конструктора Р.Е. Алексеева. Строительство серии экранопланов проекта 904 велось на нижегородском судостроительном заводе "Волга".
Акт приёмки находящегося в настоящее время в московском музее экраноплана (заводской строительный номер С-26) был утвержден главкомом ВМФ адмиралом С.Г. Горшковым в феврале 1984 года. Эксплуатировались экранопланы в составе Краснознаменной Каспийской флотилии до 1992 года.
Назначение и характеристики
Экраноплан проекта 904 предназначен для транспортировки морем передовых подразделений десанта, вооружения и военной техники, а также высадки их на необорудованное побережье.
Длина экраноплана "Орлёнок" составляет 58,1 м, ширина по крылу – 31,5 м, габаритная высота – 16,3 м, осадка – 1,5 м, высота полёта вблизи поверхности экрана – 0,5-10 м, дальность полёта – 1500 км. При взлётной массе 140 тонн крейсерская скорость составляла порядка 400 км/ч. Численность экипажа – 9 человек.
"Орлёнок" мог взлетать и садиться при волнении моря до 3 баллов, находиться на плаву – до 4 баллов.
В качестве главных двигателей использовались кормовой (маршевый) турбовинтовой двигатель НК-12МК мощностью 15 тыс. л.с. и носовые (стартовые) турбовентиляторные двигатели НК-8-4К тягой 2х10,5 т. В качестве вспомогательных двигателей предусмотрены два газотурбинных двигателя ТА-6А.
Вооружение "Орлёнка" включало в себя пулемётную установку "Утес" калибра 12,7 мм, а также ручное оружие для экипажа.
От других транспортных средств "Орлёнок" отличался внезапностью и скрытностью. Над водной поверхностью экраноплан может перемещаться со скоростью, близкой к скорости самолёта. Ещё одним преимуществом экраноплана являлась возможность высадки людей и техники "посуху" на необорудованный берег.
Среди недостатков экраноплана следует отметить сложность управления. Во время испытаний и эксплуатации экранопланов произошло несколько аварий. Ещё одну сложность можно сформулировать как недостаток регулирования. Хотя внешне экраноплан более похож на самолёт, по классификации Международной морской организации (IMO ) это морское судно.
Что дальше?
В Советском союзе развитие экранопланостроения шло по трём основным направлениям: сверхтяжёлые ракетоносцы (проекты "КМ", "Лунь"), средние транспортные ("Орлёнок") и пассажирские ("Чайка"). На данный момент известно о результатах по пассажирскому направлению. Так, у АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" есть линейка морских и речных пассажирских экранопланов. В качестве "спасателя" предлагается экраноплан "Чайка-2".
Также в новейшее время несколько пассажирских проектов были разработаны другими российскими компаниями. Проектирование экранопланов ведётся и за рубежом. При этом перспективным направлением считается развитие экранолётов (экранопланов, способных увеличивать высоту полёта над экраном).
Впрочем, и в истории военных экранопланов точка пока не поставлена. По крайней мере, на словах. В 2018 году вице-премьер Юрий Борисов объявил о планах создания до 2027 года опытного экраноплана с ракетным вооружением. О промежуточных результатах этой работы публично пока ничего не сообщается.