Три года назад американская разведка рассекретила 944 страницы документов о своём агенте «Сфера». Там были переписка с Толкачёвым, доклады резидентуры ЦРУ и т. д. На их основе лауреат Пулитцеровской премии Дэвид Хоффман выпустил бестселлер «Шпион на миллиард долларов. Подлинная история шпионажа и предательства в годы холодной войны». Адольфа Толкачёва уже больше 30 лет называют в Вашингтоне агентом № 1: урон, который он нанёс советской военной промышленности, оценивают чуть ли не в 100 млрд долл.! Источник - АИФ.
Семья Толкачёвых жила в знаменитой сталинской высотке на площади Восстания, которая находилась всего в паре сотен метров от посольства США. Это весомое обстоятельство значительно упростило контакты будущего гениального шпиона с резидентами ЦРУ. Например, для того чтобы сообщить о готовности передать информацию Адольфу было достаточно открыть форточку.
В секретном НИИ радиостроения «Фазотрон» Адольф Толкачёв работал с 1954 г. Этот институт занимался радарами, оборудованием для боевой авиации. Он считал себя крайне талантливым, но недооценённым специалистом. Мечтал об успешной карьере и комфортной жизни. Но добиться этого на родине не мог, поэтому тайно мечтал об эмиграции в США. Жена Наталья полностью поддерживала его в этом устремлении. У Толкачёвых рос единственный сын.
Добиться своей цели оказалось возможным всего одним способом — стать американским шпионом. Первые попытки связаться с агентами ЦРУ незадачливый ученый предпринимал еще в 1977 году, но реальный контакт был налажен только в 1979 году. Толкачёв довольно продолжительное время выслеживал перемещения американских дипломатов по Москве, оставлял записки и послания на бензоколонках с предложением своих услуг и списком координат для связи. В ЦРУ по началу не верили ему, считая агентом Лубянки, но все встало на свои места, когда была получена первая информация: информация оказалась настолько секретной, что КГБ никогда не предоставил бы ее в качестве приманки.
Вот так простой советский инженер в области радиолокации, мечтающий о красивой жизни, предал свою родину и стал американским шпионом и получил кодовый псевдоним «Сфера».
Толкачёв усердно принялся выполнять свою новую "работу". Американцы между собой даже прозвали его «насосом» – из-за объёма секретной информации, которую он поставлял из своего НИИ. На каждой из личных встреч со своими связными он передавал им по 100–200 фотоплёнок с новейшими разработками советского ВПК. В их числе данные о работе системы «свой‐чужой», РЛС ПВО и ПРО страны, новейших военных самолётов, крылатых ракет и пр.
За свои труды, кроме денег Толкачёв получал от своих кураторов импортные лекарства, книги и кассеты с рок-н-роллом для сына. Кстати, его оклад превышал оклад президента США. ПО советским меркам он был настоящим миллионером, но ничего из заработанного потратить естественно не мог. Когда он почувствовал за собой слежку, то на даче сжег все деньги, по версии следствия это было примерно 800 тысяч рублей. А на заграничных счетах было накоплено еще 2 млн долларов.
"Вот и сказочке конец" наступил осенью 1984 года, когда в октябре его сдал Эдвард Ли Ховард из ЦРУ. Он должен был стать новым связным агента «Сферы», но не прошел проверку на полиграфе. Оказался наркоманом. Сразу после увольнения из ЦРУ обиженный Ховард рванул в Вену, там вышел на сотрудника КГБ в советском посольстве и за 150 тыс. долларов выложил всю схему работы с Толкачёвым.
А в начале 1985-го информацию подтвердил и новый «крот» КГБ Олдрич Эймс . Кольцо вокруг Толкачёва сомкнулось.
Начиная с конца 1984 года КГБ использовало агента «Сфера» в темную почти 8 месяцев, чтобы точно удостоверится, что он шпион. В спецхран НИИ «Фазотрон», откуда он доставал информацию, поместили документы о суперсекретных разработках самолёта-невидимки, но это была гениальная дезинформация.
Операция сработала - в США начали разработку своего самолёта-невидимки. Израсходовали на этот проект миллиарды. Однако и бомбардировщик В-2, и истребитель F-117А оказались лишь условно «невидимками». Американские ПВО их не видели, а советские наоборот.
КГБ нужно было размотать весь преступный клубок и найти все связи Толкачёва в посольстве США. А это было уже делом техники. На явке в Москве с поличным взяли другого связника – второго секретаря посольства США Пола Стомбауха , которого немедленно объявили персоной нон грата и выдворили из Союза. Сам Адольф Толкачёв был арестован бойцами «Альфы» в июне 1985-го, когда возвращался с дачи в Москву. В Лефортово он сразу написал признательные показания и умолял его не расстреливать. Следствие по делу предателя продолжалось около года. Суд вынес смертный приговор, и 24 сентября 1986 г. Толкачёва расстреляли. На саммите в Рейкьявике в октябре того же года Рональд Рейган просил Михаила Горбачёва обменять «Сферу», но генсек разочаровал президента: «Поздно – уже расстреляли».
Так печально закончилось дело простого советского инженера, который "продал" свою родину за импортные аудиокассеты, новые шмотки и лекарства, нанес своей стране неоценимый урон и закончил свою жизнь в тюремном дворе Лефортово.
Спасибо за внимание! И до новых встреч! С уважением, ваш Владимир Дроздовский!