Найти тему
Наталья Удалова

Три индикатора кризиса

Оглавление

Кризис «подсвечивает» неэффективные элементы бизнеса. Негативные внутренние процессы выходят на поверхность, нарастают быстро или медленно.
Как разобраться с симптомами и «вылечить» компанию?

Блог Натальи Удаловой FinAnswers
Блог Натальи Удаловой FinAnswers

"Мы готовы принять любое объяснение кризиса, переживаемого нашей цивилизацией, но не можем допустить мысли, что этот кризис является следствием принципиальной ошибки, допущенной нами самими" Фридрих фон Хайек, австрийский экономист и философ.

Замените в этой цитате слово «цивилизация» на «компания» — и справедливость утверждения не изменится.

Слово «кризис» прочно вошло в нашу жизнь, и очень соблазнительно списывать на него проблемы собственного бизнеса. Но даже в условиях пандемии, карантина и жестких ограничений компании можно расти, что показал сложный 2020 год. Справедливо и обратное: при вполне благоприятной экономической обстановке компании могут попасть в кризисные ситуации, причина которых — в неэффективных управленческих решениях. И если в случае мирового экономического кризиса возможности маневра для бизнеса имеют жесткие внешние ограничения, то в случае внутреннего кризиса практически все в руках менеджмента.

Как "вылечить" компанию?

Прежде всего собираем «анамнез» и идентифицируем, какой кризис мы наблюдаем: внешний или внутренний. Если кризис внешний, то определяем в какой мере он касается компании. Для этого строим логическую цепочку: причина кризиса (например, пандемия) — последствия для экономики (жесткие ограничения, карантин) — результат для конкретного бизнеса (для сервиса доставки продуктов это рост, для туризма — спад) — возможные действия по изменению ситуации.

На следующем этапе необходимо
разобраться с симптомами. Они могут быть разными: сокращается число клиентов, снижается средний чек, увеличивается срок оплаты дебиторской задолженности, приходится привлекать дополнительные средства от учредителей или банков.

Все симптомы вне зависимости от их проявлений и степени «запущенности» можно разделить на три группы, три основных индикатора: прибыль, деньги, капитал. Разберем каждый из них подробнее.

Прибыль

Падение прибыли — это тревожный симптом, с причинами которого надо разбираться. В самом общем виде прибыль формируется как разность между доходами и расходами. Но для принятия эффективных управленческих решений такого подхода недостаточно, поэтому используем более детализированную формулу:

Прибыль = Q* ( P-VC ед) — FC , где

Q (Quantity) — объем продаж, ед.,
P (Price) — цена единицы продукции,
VC ед (Variable cost) — переменные затраты на единицу продукции,
FC (Fix cost) — постоянные затраты.

Динамика составляющих этой формулы может быть разной, поэтому принять эффективные управленческие решения для стабилизации и роста прибыли можно только на основе тщательного факторного анализа.

На что обращаем внимание и чем управляем:

  • Количество продаж
  • Цена (средний чек)
  • Переменные расходы
  • Постоянные расходы

Подробнее о переменных и постоянных расходах можно прочитать в Финансовом словаре. Разнонаправленные изменения других факторов демонстрировал, например, «Вкусвилл» в 2020 году. По информации Inc., эта компания столкнулась со снижением выручки на 20%, при этом количество чеков в магазинах упало, а средний чек по сети вырос с 450 руб. до карантина до 750 руб. Для стабилизации ситуации было принято решение активно развивать доставку и самовывоз.

Деньги

Деньги вообще это странный предмет: вроде бы есть, а по факту их нет. Дефицит денежных средств ощущается сразу, причем он может проявляться не только при падении выручки, но и при неэффективном управлении запасами и отсутствии контроля за дебиторской задолженностью. Кроме того, на эти проблемы накладывается необходимость погашать долги перед поставщиками, персоналом, государством, банками. В результате сокращаются инвестиции, падают объемы производства.

На что обращаем внимание и чем управляем:

  • Запасы
  • Дебиторская задолженность
  • Кредиторская задолженность
  • Инвестиции

В подобной ситуации несколько лет назад оказался ритейлер «Магнит». Его развитие тормозила проблема, связанная с необорачиваемыми запасами. По информации The Bell, сейчас компания внедрила автоматизированную систему, чтобы поставщики могли самостоятельно прогнозировать и пополнять запасы на распределительных центрах ритейлера. Управление осуществляется на основе ежедневного обновления данных, и система предлагает поставщику оптимальный объем поставки. Поставщики также оперативно узнают о трендах в продажах и в случае риска дефицита могут отгрузить востребованную продукцию в этот же день.

Капитал

В финансах под капиталом понимается две составляющие: собственный и заемный капитал. Возможности их привлечения в кризис возможности ограничены, поскольку процентные ставки растут пропорционально росту рисков. Привлечение любого из видов капитала очень проблематично. В результате — стагнация, падение объемов производства, остановка инвестиционных программ.

На что обращаем внимание и чем управляем:

  • Собственный капитал
  • Заемный капитал

Если ваша компания уже имеет кредиты и займы, то рассмотрите варианты рефинансирования на более длительный срок, используйте целевые инвестиционные программы с более низкой процентной ставкой. Взвешивайте риски и учитывайте, что даже если в итоге вы заплатите большую сумму в виде процентов, «долгие» деньги повышают финансовую устойчивость. А это в кризис становится условием выживания бизнеса.

Выздоравливайте!

Проанализируйте, к каким из указанных выше индикаторов и их элементов наиболее чувствителен ваш бизнес. Сосредоточьтесь на них и разработайте план выхода из кризиса. Универсальных рецептов нет, каждый случай требует уникального сочетания управленческих решений, которые принимаются не интуитивно, а на основе цифр и показателей компании. На курсах-практикумах по финансовому менеджменту для собственников, руководителей компаний и финансистов участники осваивают подходы к повышению эффективности бизнеса как во время кризиса, так и в период роста.

Помните о том, что кризис «подсвечивает» неэффективные элементы бизнеса. Негативные внутренние процессы выходят на поверхность, нарастают быстро или медленно. Используйте это время, чтобы оздоровить компанию, избавиться от балласта, повысить эффективность. Только в этом случае есть шанс вывести бизнес на новый виток развития.

Чтобы не пропустить новую статью в блоге и получать каждую среду полезные письма, подпишитесь на нашу рассылку оформить подписку.

P.S. оригинал статьи читайте в моем Блоге https://www.finanswers.ru/indicator_crisis.