Формальное общение стремительно переходит в онлайн-формат. Лекции, мастер-классы, совещания, собеседования, презентации идей и продуктов перед клиентами теперь легко провести из своего дома. Один из самых популярных форматов такого взаимодействия – вебинар.
Цель любого вебинара – «продать» себя: донести ценность своих идей, услуг, навыков и так далее. Даже на обучающем вебинаре вы «продаёте» аудитории ценность знаний, которые даёте.
Готовьтесь к вебинару системно. Используйте алгоритм действий, который мы сегодня распишем. Он поможет подготовить и провести первый вебинар или исправить ошибки предыдущего, если он не принёс ожидаемых результатов.
1. Что, как и для кого
На этом этапе определитесь с темой вебинара, его целью, задачами. Изучите аудиторию, найдите её «боли». Подумайте, как и почему именно вы решите проблему слушателей.
При формулировке темы и названия вебинара думайте о пользе, которую несёте людям. Не говорите: «Я расскажу всё об управлении временем». Пообещайте людям выгоду: «Как делать работу в 2 раза быстрее и уходить домой вовремя».
Придумайте яркое, ёмкое название вебинара, которое зацепит аудиторию. В помощь наша статья о названиях и заголовках.
2. Определитесь со структурой
Разбейте выступление на смысловые блоки. Зафиксируйте, что и в какой последовательности вы расскажете. Приступайте к написанию материала только после того, как определитесь с планом вебинара.
3. Подготовьте материалы и сделайте презентацию
При написании материала помните – содержание вебинара должно соответствовать заявленной теме. Подкрепите свои слова визуально. Презентация продемонстрирует то, что сложно описать: таблицы, картинки и так далее. Вы будете долго рассказывать то, что на экране зрители увидят за мгновение.
Говорите больше, чем показываете – не перегружайте слайды информацией. Добавляйте на них только ключевые мысли и графику. Больше советов по оформлению презентаций вы можете получить из нашего курса «Мастерство создания презентаций в PowerPoint »
4. Подготовьте вопросы к аудитории
Не дайте слушателям «отключиться». Спрашивайте, проводите опросы – публика должна участвовать в вебинаре. Для этого подготовьте список вопросов, которые будете задавать.
5. Проработайте каверзные вопросы и возражения
По ходу вебинара участники будут задавать вопросы. Подумайте заранее, что у вас могут спросить, как отработать возражения аудитории. Такая проработка материала помогает найти слабые места и усилить их на этапе подготовки.
6. Дайте людям больше, чем обещали
Люди грустят, когда ожидания не оправдываются, и радуются, если результат их превосходит. Сделайте сюрприз и поделитесь дополнительной информацией или материалами. Например, подготовьте чек-лист или соберите список бесплатных источников для обучения по теме. Подумайте заранее, как и когда прислать материалы в чат. Вручную списывать длинную ссылку со слайда никто не станет.
7. Выберите дату и время
Не планируйте вебинар в выходные дни, понедельник и пятницу, если только это не специфика вашей аудитории. Подходящие даты – со вторника по четверг.
При планировании времени отталкивайтесь от аудитории: какой у неё часовой пояс, в рабочее или вечернее время люди могут присоединиться?
Если у вас возникли трудности с выбором времени и даты, проведите опрос с несколькими вариантами у потенциальных слушателей.
8. Выберите надёжный софт для проведения вебинара
Даже на удачном вебинаре обрыв связи или сбой в программе оставит негативные впечатления.
9. Проверьте микрофон, оборудование и скорость интернета
Представьте: к вашему голосу примешиваются «хрипы» микрофона, видео зависает и выглядит пиксельным. Слушатели начнут раздражаться, писать недовольные комментарии или покинут вебинар. Поэтому подготовьте всё заранее – узнайте, как увеличить скорость интернета и проверить оборудование, здесь.
10. Подготовьте помещение
Сделайте фон сзади вас максимально простым. Уберите лишние предметы, которые могут отвлекать слушателей: сваленную в кучу одежду, пакеты, коробки и так далее. В Zoom и других похожих программах для вебинаров есть функция замена фона на случай, если изменить свой нет возможности. Также подготовьте освещение с учётом времени суток проведения.
Посторонние шумы со стороны ведущего будут мешать участникам. Поэтому поставьте мобильный на беззвучный режим, предупредите родных и коллег, чтобы не беспокоили вас в это время. Если вы проводите трансляцию из дома, позаботьтесь, чтобы было кому присмотреть за детьми и домашними животными на время вебинара.
11. Найдите модератора
У любой вебинарной площадки есть возможность добавить в трансляцию модератора. Им может стать коллега, родственник или знакомый. Модератор поможет:
- отвечать на вопросы участников – например, на популярный вопрос о том, будет ли запись вебинара;
- следить за дисциплиной в чате: блокировать «троллей» и агрессивных участников, удалять спам;
- сбрасывать в чат ссылки на дополнительные материалы и источники.
Все эти действия занимают много времени и отвлекают, поэтому модератор на вебинаре, особенно первом, – незаменимый помощник.
12. Отрепетируйте выступление
Репетиция – это возможность опробовать платформу, проверить картинку видео, звук и освещение. Пройдитесь по всему материалу, определите, где и какие вопросы будете задавать. Попросите модератора (или кого-то ещё) посмотреть выступление и дать обратную связь.
Следите за речью – говорите ясно и уверенно. Сократите до минимума слова-паразиты и междометия. Они отвлекают участников от темы. Слова: «ох», «ок», «типа того», «эээ», – это проявление непрофессионализма. Например, на одной онлайн-лекции участники развлекались тем, что считали, сколько раз спикер сказал «это самое». Публика насчитала 57 повторов этих бессмысленных слов и пропустила мимо ушей то, что рассказывал ведущий.
Вебинар прошёл. И что делать теперь?
Поздравляем, вы – молодец! После того, как эмоции улягутся, проанализируйте поведение аудитории, её вовлечённость и реакцию. Ответьте на вопросы: можно было бы что-то провести по-другому, что-то улучшить? Сделайте выводы, как доработать выступление в следующий раз.
Не бойтесь отходить от стандартных правил. Экспериментируйте, изучайте аудиторию. Так вы найдёте уникальный подход к публике, который сделает ваши вебинары полезными и запоминающимися! Удачи!