Изо всех утюгов руководителю (да и не только ему) твердят, что нужно делегировать. И кажется, что это просто: берёшь задачу, хватаешь подчинённого, "ла-ла-ла" - и дело сделано!
А ведь в реальности всё не так))
Прежде чем начинать общение с подчинённым на предмет делегирования ему задачи/проекта (конечно, речь не про мелкую задачу из серии "подай степлер с соседнего стола"), нужно сделать приличную аналитику и подготовительную работу.
Проанализируйте задачу
1. Насколько эта задача известная/понятная?
(прежде всего вам самому)))
- Хорошо ли вы понимаете, из каких этапов состоит задача?
- Готовы ли сформулировать пошагово, что именно надо сделать?
- Хорошо ли представляете себе конечный результат?
- Понимаете ли вы нормирование (сколько времени займёт выполнение)?
2. Насколько эта задача сложная?
- Каких компетенций требует выполнение этой задачи?
- Какие материальные ресурсы потребуются для выполнения?
- Какие информационные ресурсы потребуются для выполнения?
- Кто вообще в состоянии выполнить эту задачу?
3. Насколько эта задача рисковая?
- На что повлияет выполнение этой задачи?
- Насколько весомы (в том числе дорогостоящи) потенциальные потери от её невыполнения?
- Люди и события какого статуса встретятся при выполнении задачи?
- Какие репутационные риски вероятны как в процессе выполнения задачи, так и по её результату?
Проанализируйте подчинённого
1. Насколько этот подчинённый компетентен?
- Как давно работает этот сотрудник, какой у него опыт?
- Каковы его основные навыки/компетенции?
- Чему он учился, и что может применить на практике?
- Какого рода задачи он уже выполнял, с задачами какого уровня сложности справляется?
- Какие способности/личностные особенности, влияющие на выполнение задач, он демонстрирует в работе?
2. Насколько этот подчинённый лоялен?
- Как этот сотрудник исполняет задачи?
- Насколько он вовлечён в содержание своей работы, насколько ему интересно выполнять свои функции?
- Насколько он уважает лично вас как руководителя, авторитетны ли вы для этого сотрудника?
- Насколько этот сотрудник лоялен к организации, важны ли для него общие цели?
- Какие мотивационные моменты в целом важны для данного сотрудника?
3. Насколько этот подчинённый загружен?
- Какой функционал сотрудник выполняет на данный момент?
- Какие проекты он уже ведёт?
- Насколько соответствует загрузка сотрудника его возможностям (физическим, интеллектуальным и пр.)?
- Какова личная ситуация сотрудника (крупными вехами), какое время он в целом готов посвящать работе?
И только ответив на предыдущие вопросы, начинайте сопоставлять возможности сотрудника с особенностями задачи.
- Конечно, сложные задачи можно поручать только компетентным сотрудникам (некомпетентные просто не справятся).
- Неизвестные задачи можно поручать только лояльным сотрудникам (нелояльные забудут, потеряют, бросят на середине, а выстроить контроль в силу неизвестности задачи будет сложно).
- Высокорисковые задачи часто вообще нельзя делегировать (подробнее об этом в данной статье).
- Приняв решение поручить задачу некомпетентному сотруднику, планируйте сразу детальное обучение и пошаговый контроль.
- Поручая задачу нелояльному сотруднику - будьте готовы вложить много усилий в его мотивацию.
- Загружая и так перегруженного сотрудника, - запланируйте, какие задачи/проекты вы у него заберёте, или как будут расставлены приоритеты.
- А прежде чем разговаривать с любым сотрудником про любую из задач - подготовьтесь, последовательно описав основные моменты.
А вы любите/умеете делегировать?
_____________________________
Несколько полезных статей про постановку задач:
- Что ты понял? Как руководителю убедиться, что сотрудник выполнит задачу нужным образом