Размышления о судьбе крупнейшего отечественного автопроизводителя АвтоВАЗа сегодня часто можно встретить в автомобильной части интернета. Часто эти прогнозы основываются на предположениях и слухах. Однако будучи сегодня частью Renault Groupe, который имеет огромный опыт зарубежной экспансии и большое число зарубежных филиалов, работающих на различных авторынках, можно точно определить некоторые существенные аспекты будущих преобразований российского завода в Тольятти.
Поэтому наш рассказ сегодня о крупнейшем зарубежном активе французской группы - огромном заводе Oyak Renault в Турции. Мы уже касались темы развития турецкого автопрома , судя по числу прочтений, она вызвала живой интерес нашей аудитории.
Завод Oyak Renault ровесник нашего АвтоВАЗа, производство автомобилей с ромбиком на радиаторе началось в Бурсе в 1971 году. Напомним, в Тольятти серийное производство «жигулей» стартовало годом ранее в 1970-м. Но если турецкое предприятие было интегрировано в структуру французского автопроизводителя, и там регулярно обновлялся модельный ряд, то на АвтоВАЗе, долгое время основными моделями были заднеприводные «жигули», прародителем которого стал итальянский автомобиль FIAT-124. На этом исторический экскурс завершим, чтобы быстрее перейти с современности.
Недавно в турецком городе Бурса состоялась презентация нового автомобиля Renault Taliant. Может она бы и прошла незаметно, но отечественные журналисты ряда автомобильных медиа сразу начали строить догадки: а не на смену ли второго поколения Renault Logan, который сегодня выпускается на АвтоВАЗе, идет эта модель?
Действительно, новый седан анонсирован в Турции. И это неспроста. Сегодня в дилерских центрах Renault соседнего государства продается второе поколение Logan, правда, оно именуется иным названием, более привычным для турецкого уха, и называется Renault Symbol.
Помните, давным-давно к нам тоже поставлялись машинки с этим название турецкой сборки на основе Renault Clio второго поколения. Эти Symbol были несуразными, потому что было видно, как к приличному европейскому хэтчбеку был прилеплен багажник. Получился кургузый автомобильчик. Но вернемся к новому времени.
Полноценная презентация модели Renault Taliant состоится летом. Пока же французская компания лишь приоткрыла внешность данного автомобиля. И вот тут то и кроется весь смысл рассказа о презентации этой модели. Она будет иметь несколько иной внешний вид, нежели румынский аналог Dacia Logan-III третьего поколения, который уже выпускается с прошлого года. На АвтоВАЗе явно будут выпускать автомобиль для российского рынка автомобиль по внешности аналогичный с Taliant. По фотографиям можно отметить, что Renault Taliant отличается от вставшего на конвейер румынской компании Dacia нового поколения Logan. Тут другой капот, другая боковая линия и т.д. Но Renault Taliant будет выпускаться в Турции, на заводе Oyak Renault в том самом городе Бурса на побережье Мраморного моря, где прошла презентация в стиле лайт.
Он заменит существующее поколение Symbol, которое на самом деле является Renault Logan-II, которое выпускается и продается у нас в РФ. Правда, в Symbol для турецкого рынка несколько иная моторная линейка: она «под Европу», включающая бензиновый движок объемом 0,9 л, развивающий мощность 90 л.с. и дизель 1.5 Blue dCi, выдающий 95 л.с. Первый мотор производят в Румынии, а вот дизель в Бурсе.
Будет ли ставка Lada на экспорт?
Производственный комплекс в турецкой Бурсе немного меньше по масштабу, чем российский АвтоВАЗ. В прошлом 2020 "ковидном" году турецкое предприятие произвело 308 568 автомобилей, АвтоВАЗ в Тольятти несколько больше (354 тыс.). Но в тоже самое время турецкая компания отправила на экспорт 211 954 автомобилей на рынки более чем 50 стран. Это две трети выпуска автомобилей Oyak Renault. АвтоВАЗ же, в свою очередь, работает практически на внутренний рынок Российской Федерации. Показатель экспортности невелик, да и машины с берегов Волги в основном идут на рынки стран СНГ.
Турецкий завод Oyak Renault как и российский АвтоВАЗ предприятие полного цикла. В его составе также находится моторный завод и производство коробок передач и ряда других компонентов. С 1971 года, когда начался выпуск двигателей, выпущено более 6 млн силовых агрегатов, естественно, разработки Renault. А в 2018 году здесь заложили крупный производственный центр по выпуску алюминиевых блоков цилиндров. В целом турецкие мощности позволяют выпускать 400 000 автомобилей и 900 000 моторов в год.
В прошлом году предприятие выпустило 431 337 двигателей.
У АвтоВАЗа, как известно, также есть линии по выпуску моторов собственной разработки и лицензионной. Первая может выпускать до 1 000 000 моторов, а вторая до 300 000 силовых агрегатов зарубежного происхождения. А в целом площадка АвтоВАЗа может выпускать 950 тысяч автомобилей в год.
Одним Европа – другим суровость и жесткость
Но самое интересное это все же модельная линейка и модельная политика турецкого Oyak Renault. Как известно, планом Renaulution АвтоВАЗу, а точнее марке Lada, предписан в течение ближайшей пятилетки переход на платформу Renault CMF-B с постепенным сворачиванием выпуска собственной модельной линейки и интеграция с румынским производителем Dacia.
В свою очередь, модельная линейка Oyak Renault постоянно обновляется вместе с появлением новых поколений автомобилей французского концерна – этот процесс происходит фактически синхронно. Там в Турции нет такого, чтобы новая модель Renault задерживается на два-три года, как это происходит у нас постоянно. Последний пример – это задержка на три года нового Renault Duster: на рынках Европы он появился в 2017 году, а у нас продажи стартовали только в текущем году.
Все дело в том, что Oyak Renault находится в системе разделения труда французского автопроизводителя. Что это означает для модельной линейки? А все очень просто – синхронное обновление. Главный костяк, если так можно выразиться турецкого предприятия – семейство Renault Clio. Это типичная европейская малолитражка, относящаяся к популярному в Старом свете размерному классу В. Еще пару лет назад здесь в Турции выпускали хэтчбек Renault Clio-IV четвертого поколения и универсал Renault Clio Sport Tourer. В прошлом году это поколение сняли с производства и включили в производственную программу самую современную версию - Renault Clio-V, которая выпускается с позапрошлого года. Сегодня в Турции выпускают 80% от общего выпуска модели. Некоторое время на конвейере выпускали сразу два Сlio – предыдущее и нынешнее поколение Renault Clio.
Также здесь в турецкой Бурсе выпускается седан Renault Megane с 2016 года. Количество произведенных автомобилей уже превысило 200 000. Турецкое предприятие - единственное в Renault Groupe, где выпускается данная модель седана, относящегося к размерному классу С. Отсюда, из Бурсы с берегов Мраморного моря она расходится по многим странам. Теперь в модельный ряд добавится и новый седан Renault Taliant, для мировых рынков. И здесь внимание!
АвтоВАЗу по идее должна быть уготована такая же участь в Renault Groupe, правда, в Тольятти, согласно планов Renaulution, будет выпускаться новое поколение Lada Niva. И именно этот автомобиль французы хотят сделать «лицом» российского автопрома на мировом рынке. Естественно, что этот внедорожник будет на платформе CMF-B. Как было отмечено на презентации Renaulution, Lada в плане Renault именуется «суровой и жесткой».
Кстати, поскольку Турция имеет много соглашений и входит во множество региональных и межгосударственных объединений, перед турецким автопромом «открыто» более 30% мировых автомобильных рынков. Чего не скажешь о РФ. Поэтому Lada продвигать существенно труднее и это учли в Renault Group.