Моей бабушке 83. Для своего возраста она довольна активна: с утра может покрасить пол в квартире, вечером лежать с давлением и мыслью, что через неделю обязательно нужно помыть окна. Она из поколения послевоенных детей, которые «не видели прелестей жизни». А сейчас «есть всё», многое, правда, им недоступно, но это и не страшно, страшнее что-то менять…
— Я нормально живу, — говорит мне бабушка. — Пенсия 560 рублей. В 75 лет мне добавили 35 рублей и после 80-ти ещё 40. И по рублю к самой пенсии добавляли, вот, считай, 100 рублей и набежало за эти годы.
Это бабушка в молодости. Фотографироваться сейчас она не любит
У моей Эмилии Игнатьевны почти 36 лет рабочего стажа, в маленьком пенсионном удостоверении чьей-то уверенной рукой начертано «ветеран труда». На пенсии она с 1993 года. Тогда в свои 55 лет она ещё могла трудиться и отработала год после пенсии, но семейные обстоятельства вынудили уйти со здравпункта предприятия, где она была фельдшером.
В пенсионной книжечке — две фотографии. Бабушка объясняет, что на снимках ей 45 лет, когда будем делать памятник, нужно выбрать один из них.
Спрашиваю, какие льготы дает бабуле её книжечка пенсионера?
— Никаких льгот у меня нету, группу надо добиваться, могут дать только третью, а зачем? 50% скидка на лекарства? Так я дольше документы буду оформлять и давление себе нагоню. Мне не надо ничего, живу теперь одним днем. Прожила — и слава Богу!
Основные статьи расхода пенсионера – коммуналка, лекарства, продукты.
— За квартиру и ста рублей не выходит, а летом ещё меньше – примерно 50 рублей. Около двухсот идет мне на лекарства, бывает 150-170 рублей. Стала брать белорусское, потому что дешевле, но оно так не действует. Всё-таки импортное есть импортное. Остальное трачу на хлеб и еду, живу в основном на молочном. Мясное покупаю редко, да и не очень люблю. Беру курятину, в месяц уходит две грудки, а то и не выходит даже. Из косточек варю суп, а мясо скручу (на мясорубке ), пожарю или ещё что. Люблю сосиски «Докторские», возьму 6 штук – это мне на неделю. Ну и яйца ем. Не шикую.
Рублей 50-70 с пенсии бабушка ещё умудряется отложить, но в банке не хранит, у себя — надежнее. Правда, сэкономить не всегда получается: то у внуков день рождения, то другие непредвиденные расходы «разорят».
— В прошлом месяце я купила три клеенки (скатерти на стол ) – 16 рублей потратила. Внучке собрала 200$ на свадьбу – отдала.
С хозяйственными расходами вроде мыла и губок для посуды помогает невестка, она же покупает что-нибудь из косметики – крем для рук и лица. Так бабушка экономит.
— Молодежи сейчас всё просто достается. А кто пожил в 90-е, знает, что было – ничего не достать. Мы, послевоенные дети, вообще никаких радостей не знали. Если мама покупала конфеты раз в месяц – это было событие, а на Пасху – булки. Всё! А в чем я школу закончила и потом учиться поехала! Дали тёткино пальто 52-го размера, а я весила 50 кг. Я то пальто перевязала ремнем, свою шерстяную хустачку мама дала. Старшая сестра свой ношеный костюм подарила, на ногах – ботинки на каучуковой подошве, тоже теткины, на два размера больше, я в них вату подкладывала. Так поехала учиться в могилевское медучилище.
Бабушка вспоминает, как после войны жили в теткиной квартире, было восемь детей: четверо хозяйских и ещё четверо их, племянников. Так люди выживали, помогая родственникам, оставшимся после войны без средств к существованию.
— Я получила первую стипендию 14 рублей. Тетя пошла и купила мне эпонжевую ткань, а ее подруга бесплатно пошила платье. Это было мое первое нарядное платье, я тете благодарна до сих пор! Она мне и пододеяльник згафтовала (вышивала узоры ) и подзорник (декоративный материал, чтобы прикрывать тюфяк и нижнюю часть кровати ).
То самое платье из эпонжевой ткани на бабушке, она справа
Сейчас бабушка может позволить купить себе на базаре туфли за 25 рублей. В магазине – нет, там дорогие.
— Ну, за два месяца скопить можно и купить хорошие туфли. Если куртка нужна или пальто, тоже придется копить. Я покупала осеннюю куртку два года тому назад за 50 рублей на базаре. А пальто покупала в 2015 году. Оно у меня до сих пор, потому что пальто не меняется часто. На мою пенсию можно жить!
Из развлечений моя пенсионерка организовывает себе только поход в поликлинику и посиделки с соседками у подъезда. Она бы и в Брестскую крепость на экскурсию с удовольствием съездила, но нет здоровья и грошей.
— А билет, наверное, дорогой и там ещё пообедать надо.
— Мы обедали недавно в пиццерии. Как думаешь, сколько отдали денег на троих?
— Рублей двадцать.
— В два раза больше.
— И-и-и? Сорок рублей?!
— Сорок четыре.
— И что это такое можно есть, интересно?! Я себе не могу позволить. Это молодым всё хочется, мне уже не хочется. А в молодости и мы ходили на праздники, собирались совхозом: директор, парторг, инженер – всё начальство и рабочие. Каждый готовил по три блюда, брали выпить и как поставим стол в конторе! У нас были маёвки возле поселка Строителей в лесу, весь город там был! В ресторан тоже ходили, редко, но ходили, свадьбы там гуляли.
Бабушка любит то время. Всё было проще, понятнее. Кооперативная двухкомнатная квартира в 31 квадратный метр стоила 2,5 тысячи рублей.
— Это были очень большие деньги, но я получала 75 рублей, а муж 120. У нас была неплохая зарплата, накопить можно было, да и ссуда ж в банке беспроцентная то ли на 10, то ли на 20 лет. Это теперь кредиты сумасшедшие, а тогда рубль был лучше, чем доллар.
Не было этих непонятных пластиковых карточек и банкоматов, с которыми бабушка так и не подружилась. Люди были наивнее, но дружелюбнее и всем всего хватало.
— Я тебе так скажу: это вы, молодые, всё видите в жизни, и вам всё равно чего-то не хватает, а мы ничего не знали, в бедности жили. И то, что сейчас есть – нам во, выше головы.
Автор: Жанна Гавриленко