Часто в работе с детьми ортодонты пишут, что не могут добиться окончательного закрывания рта.
А причина в том, что дети, у которых проявляются миофункциональные нарушения, в ядре нарушения имеют проблемы с иннервацией мышечного тонуса разной степени выраженности.
Наверное, вы наблюдали, что когда ребенок рисует, пишет - рот открывается, язык или нога начинают "помогать" старательно выводить буквы. Если его одернуть, рот на какое-то время под контролем будет закрыт. А причина этому - в коварных содружественных движениях. Они называются синкинезии.
Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений. Существует два вида синкинезий:
- оральные
- патологические
Оральный вид нарушения характеризуется открыванием рта при выполнении любого произвольного движения.
При этом, у такой категории детей отмечается повышенный рвотный рефлекс. Также подвижность губ и языка становится значительно ограниченной.
Нас интересуют именно оральные синкинезии. Цепочки содружественных движений могут быть разные: язык + нижняя челюсть, язык + глаза, язык + нижняя челюсть + рука и т.д., в зависимости от поврежденного пути.
Так как это становится одной из причин межзубного произношения, смысл всей коррекции при данном нарушении - это разрыв патологической цепи.
Способы могут быть разные. Я предлагаю лишь некоторые из них:
- Самое первое - это научиться жевать.
- Я использую нагрузку на губы (удержание губами бумажку, пробку и т д.) + упражнения из «Гимнастики мозга» на межполушарное взаимодействие.
- В работе над автоматизацией очень помогают рассказывание скороговорок, чистоговорок с помехами.
Больше информации по этой и другим темам можно найти в моём профиле instagram.