Найти тему

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА (ч.7): КАК ЦАРСТВО РАСТЕТ

(Mк. 4:21-34)

Всем нам присущ интерес к тайнам. Когда наш друг говорит: "Я хочу рассказать тебе один секрет", - это сразу же привлекает наше внимание. Нам так интересно знать то, чего не знают другие!

У Бога есть тайны, и иногда Он открывает их Своему народу. Некоторые из Его тайн мы так никогда и не узнаем, но другими Ему было угодно поделиться с нами.

В Новом Завете о Божьих тайнах говорится множество раз. Например, Павел пишет коринфской церкви в 1 Кор. 2:6, 7: “Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную...”. В Кол. 1:26 апостол продолжает говорить об этой тайне: “Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его". В 1 Кор. 15 он говорит о конкретной Божьей тайне воскресения:

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (ст. 51, 52).

Говоря притчами, Иисус частью преследовал цель поделиться со Своими учениками некоторыми Божьими тайнами. Когда, как сказано в Mк. 4, ученики пришли к Иисусу и спросили Его, почему Он говорит с ними притчами, Иисус ответил: “Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах” (ст. 11).

Иисус использовал притчи, в основном, по двум причинам. Притча проясняла Его ученикам некоторые истины. Во-вторых, она скрывала некоторые истины от тех внешних, кто противился Его миссии и Его учению. Некоторые истины не предназначались для того, чтобы их знали и понимали враги Иисуса. Они бы преждевременно спровоцировали их враждебность, что прервало бы ту миссию, которую Иисус хотел осуществить на земле.

В Mк. 4:11 Иисус сказал: "Я разговариваю с вами, Моими учениками, притчами, так как с их помощью Я раскрываю вам тайны Божьего царства". Это звучит для меня волнующе, поскольку Иисус здесь фактически говорит: “Посторонние не поймут эти притчи, и Я им не собираюсь их объяснять. Но вам, Моим ученикам, эти притчи откроют сокровеннейшие тайны Божьего царства".

В Mк. 4 содержатся три замечательные притчи, каждая из которых открывает одну из тайн Божьего царства. Марк записал меньше притч Иисуса, чем другие авторы Евангелий. Если быть конкретным, то у Марка только четыре притчи, три из которых изложены в этой главе. Однако Марк отмечает, что Иисус рассказал значительно больше притч. В 4:33-34 он пишет: “И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать; без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все". Обратите внимание на специальное упоминание о том, что Иисус объяснял сказанное Своим ученикам. Посторонние не улавливали смысл сказанного, но Своим ученикам Иисус все объяснял.

Три притчи, которые Марк приводит в этой главе, - это притча о сеятеле, притча о растущем семени и притча о горчичном зерне. Каждая из них проясняет что-то о Божьем правлении в жизни человека. Иисус каждый раз проводит нас за кулисы и показывает что-то из того, как Бог действует в мире. Так Он открывает некоторые тайны Божьего царства. Нам не нужно гадать, что это за тайны. Суть каждой из притч становится ясной, когда мы понимаем, что имеет в виду Иисус. Притча о сеятеле рассказывает нам, как в человеке зарождается Божье царство. Притча о растущем семени говорит о том, как царство растет в человеке. Притча о горчичном зерне открывает, какое огромное влияние Божье царство будет иметь в мире.

I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЛОВА (4:21-25)

В этой главе притчу о сеятеле отделяет от других притч несколько стихов, в которых Иисус напоминает нам, что те, кто получил доброе семя в своей жизни, должны делиться им. В Mк. 4:21-23 Он говорит:

«Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!»

В стихах 24 и 25 Он делает очень глубокое замечание о самой природе жизни:

«Замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам слушающим. Ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Перед нами закон духовного роста. Те, кто прилежен в познании Божьих тайн, будут приобретать все больше и больше знаний. Те, кто имеет, получат еще больше. Тот, кто слушает невнимательно, не только остановится в процессе своего познания, но забудет и то, что уже познал. Тот, кто стремится познать, познает, а тот, кто учится плохо, вконец запутается и растеряет последние крохи знаний. Мы ежедневно видим подтверждение этой истины в жизни окружающих нас людей. Чрезвычайно опасно слушать учения Иисуса Христа небрежно и без внимания. Конечный результат такого отношения-растерянность и невежество. Страшный суд ожидает того, кто невнимательно слушает слова нашего Господа.

II. НЕВИДИМАЯ РАБОТА БОГА

Предупредив Своих учеников, чтобы они тщательно обдумывали услышанное, Иисус рассказал им другую притчу о царстве - притчу о незаметно растущем семени:

«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе; когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (ст. 26-29).

Иисус говорил: “Вот так Божье правление осуществляется в жизни людей. Вот так Божье царство оказывает свое влияние на сердца людей”. Для меня это одна из самых воодушевляющих притч Иисуса, потому что в ней Он рассказывает о том, как ширится и растет в людях Божье руководство. Ключ ко всему отрывку находится в последней части стиха 27 и первой части стиха 28: “...И как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит... [плод]”.

Рисуя эту картину, Иисус изобразил земледельца, который идет на пашню сеять семя. Это тяжелый труд, но в этом его роль, и он ее выполняет. Закончив работу, он возвращается домой и ложится отдыхать. Он не сидит всю ночь, кусая ногти и переживая, попало ли семя в надлежащее место и прорастет ли оно. Проснувшись на следующее утро, он не идет в поле, не выкапывает одно из таких семян и не смотрит, пустило ли оно росток. Он сажает семя и понимает, что Бог сделает свое дело. Бог участвует во всем этом процессе и в должное время начнет действовать. При соответствующем уходе это семя прорастет и поднимется над землей. Иисус говорит: "Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе". И только когда это зерно созреет, земледелец опять будет призван к труду. Плод созрел, и человек идет убирать урожай того, что посеял.

Павел выражает ту же мысль в 1 Кор. 3:9, когда говорит: “Ибо мы соработники у Бога". Весь процесс может начаться, с одного слова наставления, поддержки или поучения. Затем следует время взращивания, время ожидания, когда Бог выполняет Свою часть.

Как долго это длится? Это зависит от Божьего расписания. Иногда Его оценка времени не совпадает с нашей. Мы обычно хотим, чтобы все было сделано быстро, и склонны судить об успехе по тому, как быстро делается то или иное дело. Иисус же сказал: "Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе". Этот процесс обозримый, но он требует времени. На разных полях, как и в разных людях, он протекает в разные сроки. Наша работа заключается в том, чтобы посадить это семя и верить, что в нем есть сила, которая заставляет его расти само по себе. Нужно просто дать ему время, чтобы оно выросло.

Господь учит нас терпению. Слово развивается тайно. Мы можем и не знать, как это происходит. Мы можем не понимать этого. Иисус проповедует великую истину о том, что в процессе обращения действует Бог. От нас это не зависит. Сделав то, что от нас требовалось, мы должны положиться на тот факт, что дальше будет работать Бог. В Коринфе Павел насаждал, Аполлос поливал, но взрастил именно Бог (1 Кор. 3:6). Это одна из тайн Божьего царства.

III. ЕДВА ЗАМЕТНОЕ НАЧАЛО (4:30-32)

Иисус рассказал еще одну притчу о царстве. Он сказал: “Вы знаете, что горчичное зерно - самое маленькое из всех зерен. Его с трудом можно увидеть. Но если его посадить и ухаживать за ним, оно будет расти и расти”. При этом Он, наверное, показал в сторону одного из огромных горчичных растений и произнес: “Видите это горчичное растение? Таким вот станет это крошечное горчичное зерно". И добавил: “Вот так осуществляется Божье правление в жизни людей”. Начало его совсем неприметно, можно и не увидеть. Но это крохотное семя вырастает в трехметровое дерево, которое дает приют птицам на своих ветвях и тень внизу. Вот так осуществляется Божье правление в жизни людей. Это высвобождающаяся в мире сила, которая проявляется не сразу. Это женщина, которая пришла к Богу, а ее муж не пришел. Она не читает ему проповедей и не спорит с ним по утрам в воскресенье, когда они встают. Это просто крохотное начало ласкового, нежного отношения, доброго дела для мужа или доброй улыбки на ее лице. Неприметное начало. Можно и не увидеть. Но оно растет и растет до тех пор, пока муж не обращается к Богу.

Другим примером может служить учительница Библии. Собираясь на свое воскресное занятие, она чувствует себя уставшей и думает: “И как это я согласилась на это? Что я буду делать с этими трехлетками? Пусть этими детьми займется кто-то другой”. Подходя к двери классной комнаты для трехлетних, она отмечает в себе тайное желание, чтобы половина детей сегодня отсутствовала. Но, зайдя в класс, она обнаруживает, что все дети на месте, плюс еще десять новеньких. И ей приходится проводить занятие с группой из двадцати восьми трехлетних малышей. Она начинает. Она начинает с песни "Любит Иисус меня”. Затем говорит: "Дети, сегодня мы будем говорить о Божьей любви”. Это крохотное начало. Оно такое, что его можно и не заметить. Возможно, вы не догадываетесь о нем до тех пор, пока через несколько лет кто-то из этих мальчиков и девочек не встанет перед людьми и не скажет: "Я верю, что Иисус Христос есть Сын Бога живого. Я хочу, чтобы Он был моим Спасителем и моим Господом. Сегодня я хочу креститься в Него". Крохотное, с горчичное зерно, начало - но посаженное семя проросло в сердце.

Может быть, вы - старейшина в Господней церкви. И все, что вам приходилось слышать на протяжении многих месяцев, - одна лишь критика. Вы подавлены. Вас охватило уныние. Вы подумываете о том, чтобы подать в отставку и все бросить. Но вот в один прекрасный день вы получаете письмо, автор которого пишет: “Благодарю Бога за то, что вы - один из старейшин нашей церкви”. Что такого было сказано? Подумаешь, мелочь! Вы тут же забыли об этом. Но в сердце вдруг зарождается новая уверенность, и вот вы, этот старейшина, уже принимаете новое решение дерзновенно вести вверенных вам верующих в их энергичных трудах ради Христа. Это малое, крошечное начало, но к какому мощному результату оно приводит!

Вот так действует Божье царство. Бесконечно малое становится бесконечно великим. Из обыденного возникает волнующее. Иисус говорит, что славен даже стакан холодной воды, поданный в Его имя. Слово ободрения, сказанное унывающему, может привести к тому, что этот человек станет, в конце концов, христианином. Когда мать и отец становятся на колени у кроваток своих детей и молятся вместе с ними каждую ночь, вырастают будущие руководители Божьего народа. Простое рукопожатие, воодушевляющее слово, дружеский визит, проповедь могут стать таким маленьким началом.

Слишком часто мы страдаем от иллюзии, что нечто важное всегда должно сопровождаться шумом. Вы, наверное, замечаете это, когда смотрите телевизор. Если нет, то подумайте над этим в течение этой недели. Каждый раз, когда на экране появляется реклама, громкость возрастает. У нас появляется соблазн думать, что хорошая весть и шум всегда идут рядом. По человеческим меркам, любое важное начало должно сопровождаться неоновым светом, фейерверком и прожекторами.

Бог работает совсем по-иному. Он работает почти незаметно. Подумайте о том, какой путь Он избрал, чтобы установить царство. Он начал создавать его не в одной из самых известных и значительных стран того времени, а в малоизвестной стране на задворках земли под названием Палестина. Божий Сын пришел в эту маленькую страну и призвал к Себе горстку рыбаков с грубыми мозолистыми руками. Он прямо с улицы призвал сборщика податей. Он призвал людей, к которым другие бы даже не прикоснулись - такой шел от них запах. Он призвал самарян. Он призвал одиноких, потерявших надежду и подавленных людей, которые не ждали от этой жизни уже ничего хорошего. И с этих людей Он начал Свое царство. Это было крохотное начало. Если бы вы жили в то время в Риме, вы бы не поверили, что это произошло. Если бы вы служили в римском легионе в Испании, вы бы даже не знали, где находится Иерусалим. Но вот однажды распространилась весть, что римляне убили кого-то в Иерусалиме. Тот человек был плотником. У него не было никаких званий. У него не было никакой собственности. У него не было счета в банке. Он никогда не был женат. Он был просто странствующим иудейским учителем. Это было крохотное начало, почти никем не замеченное.

Подобным образом Божье царство действует в жизни людей и сегодня. Процесс идет своим чередом. Тайна жизни в Божьем царстве с тех пор не изменилась. Посаженное крошечное, почти незаметное семя начинает расти. Божье правление, Божье царство мало-помалу, шаг за шагом начинает овладевать человеческими сердцами. Это происходит и сегодня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В эту истину о царстве очень трудно поверить, но я говорю вам, что так оно и есть. Это одна из тайн Божьего царства, и не многие люди когда-либо в это поверят. Это Божье правление, Божье царство в вашей жизни. В вас живет Иисус, надежда славы. Иисус прощает вашу вину. Иисус становится вашим другом. Иисус избавляет вас от рабства у вас же самих. Это действие Бога, Божье царство, Божье правление в вашей жизни. Оно начинается с подчинения Божьей воле и перерастает в великую силу.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)