Для всех, кто интересовался музыкой в 90-е, название этого города было синонимом слова «гранж». По сути, этим словом, с подачи журналистов, стали именовать всю музыку, которая в то время звучала в Сиэтле. Если послушать группы, что принято считать «великой гранжевой четвёркой»: Alice in Chains , Soundgarden, Pearl Jam и Nirvana (последние – вообще из Абердина) – вообще легко запутаться в определении стилистических рамок этого музыкального жанра. Не буду разбираться в этих хитросплетениях – в таком случае разговор завернёт не в то русло, в котором хочется вести сегодняшнее повествование. В этой подборке я собрал альбомы музыкантов Сиэтла, которые не имеют к гранжу никакого отношения.
1. The Jimi Hendrix Experience – Electric Ladyland (1 октября 1968)
Думаю, что никто не простил бы мне отсутствия в этом списке столь значимой личности, как Джими Хендрикс. Потрясающий гитарист, который обладал врождённым талантом чувствовать музыку всем своим естеством. Сейчас вообще невозможно представить то, как звучали бы инструментальные группы, если не эксперименты Джими, которыми он расширил горизонты приёмов игры с инструментами и звуком до невиданных масштабов.
В 1968-м году, власти Сиэтла вручили Хендриксу ключи от города и сделали его почётным гражданином. И на этом фоне в свет выходит «Electric Ladyland » – работа из разряда тех, про которые говорят с пиететом и не именуют иначе, как «Шедевр». Кроме общеизвестных номеров вроде «Voodoo Chile », «Crosstown Traffic » или великолепнейшего кавера на дилановскую вещь «All Along the Watchtower », на пластинке есть трек «1983… (A Mermaid I Should Turn to Be )» - космический атональный блюз с явным тяготением в сторону джаза. Абсолютно великий альбом.
2. Sunny Day Real Estate – Diary (10 мая 1994)
До середины восьмидесятых, Сиэтл жил в музыкальной изоляции. По одной простой причине – группы с гастролями почти не приезжали. Они отыгрывали последний концерт тура в Сан-Франциско и разъезжались по домам. Какой резон ехать сотни миль ради шоу в одном Сиэтле? В результате в этом городе сформировалась своя уникальная сцена, где сотни коллективов разной степени таланта играли то, что им вздумается и как муза на душу положит. Увидев такое положение вещей, два находчивых человека основали лейбл «Sub Pop », на котором хотели повторить успех настоящего конвейера по производству хитов (имея в виду культовый «Motown »). Постепенно начали внедрять в музыкальную индустрию то, что назовут «саунд Сиэтла», пусть никто, даже сами музыканты, не понимали - что за «саунд» такой. О том, к чему это привело – чуть позже, а пока обратим внимание на группу Sunny Day Real Estate .
На своей дебютной пластинке, квартет на живую нитку набросал вектор направления, что спустя десятилетие приведёт к довольно синтетической субкультуре с толпами подростков в чёрно-розовых одеждах. Считается, что с этого альбома 1994-го года, эмо выбралось из сумрака андерграунда в мейнстрим. Главные авторы коллектива, Джереми Иник и Дэн Хорнер весь хронометраж «Diary » делились своими переживаниями (словно изливая их на страницы личного дневника – под стать названию), меняя музыкальный окрас высказываний. Местами – бодро, но не похоже на поп-панк, местами – звонкими аккордами, но не теми, что мы можем слышать в колледж-роке, иногда срываясь на крик, но это не экстрим-вокал. В лучших традициях постмодернизма, музыканты из разных компонентов выплавили что-то своё, одновременно похожее на то, что мы уже слышали, но звучит всё это свежо и по-новому. Кстати сказать, звуком там заведовал Брэд Вуд, что двумя годами позже выпустит дебют Брайана Молко и его Placebo .
3. Sky Cries Mary – This Timeless Turning (26 июля 1994)
Продолжим историю восхождения Сиэтла на вершину музыкальной индустрии. После нескольких очень успешных альбомов, в особенности – когда уроженцы Абердина взорвали все возможные чарты своим «Smell ’s Like Teen Spirit », на город обрушился поток менеджеров разномастных лейблов, которые хотели урвать себе кусок этого пирога (желательно – посочнее, но в принципе, подходил любой), а музыканты, что раньше терзали удачу где-нибудь в Лос-Анджелесе, ринулись в штат Вашингтон и пытались встроиться в местную музыкальную среду. Местные коллективы уже порядком мутило от одного упоминания о гранже, что прилип к Сиэтлу как банный лист к известному месту – разнообразия звучанию их самобытной клубной сцены было не занимать. Среди них был и один примечательный коллектив, что зародился как дипломный проект студента театрального вуза. Речь идёт про Sky Cries Mary .
В начале девяностых, спейс-рок ощутил второе дыхание. Казалось, всё то, что творили великий психоделик Сид Барретт, Дэйв Брок и другие музыканты той поры, уже унесло течением истории, но нет – молодые и амбициозные музыканты конца 80-х начали активно вдохновляться очарованием той эпохи, привнося в свою музыку актуальные музыкальные веяния. Sky Cries Mary не стремились погружаться в пучину психоделических экспериментов – им было комфортно лёгкого скольжения по этим волнам. Собственно, эта лёгкость с которой музыканты представили свой материал, и нашла благодарный отклик у слушателей. Густой электронный бульон с гитарным звуком, который приправлен энтическими мелодиями и двойным вокалом, что заставляет насладиться предложенным блюдом до последней капли. На открывающем треке «Shipwrecked » можно мечтательно зажмуриться, вспоминая лучшие деньки Happy Mondays (хоть, SCM и рефлексируют куда больше своих отвязных коллег из Манчестера). Очень цельное полотно альбома, на котором ни одна из песен не пытается главенствовать – она встраивается в общую картину. Невообразимо прекрасную картину.
4. Nevermore – Enemies of Reality (29 июля 2003)
Считается, что гранж похоронил хэви-метал. Вот уж неправда. Он просто выбил из него все блёстки и вытравил весь спандекс из сценических костюмов, оставив только технику, скорость и ярость. Metallica , Slayer , Sepultura , как и десятки других талантливейших групп рубили мощную музыку до, после и вместо гранжа. И на собственном примере показывали, что метал ещё очень рано списывать со счетов. Nevermore – из их числа. Собрались музыканты аккурат во время пиршества Сиэтлских музыкантов в разномастных списках «самых-самых» - 1991-1992-х годах. Дэйн, Шеппард, Лумис и Аррингтон (которого вскоре сменил Уиллиамс) стали играть несгибаемый трэш с примесью пауэра. И играли безо всяких компромиссов на протяжении семи полноформатных альбомов вплоть до своего распада в 2011-м.
На своей пятой пластинке, музыканты отошли от опыта своих предыдущих работ и не стали создавать эпические и/или концептуальные альбомы. На сей раз тандем Дэйн-Лумис выкатил более концентрированный лонгплей. Открывающий (и титульный) трек накатывает на слушателя неотвратимо, как асфальтовый каток – постепенно нарастающий звук отрезается короткой сбивкой и тебя сбивает с ног плотным звуком. Лумис в своей манере (послушайте его подвиги в работах Arch Enemy после 2014 года) умело миксует нарезание соло мелкой соломкой шреда с мощными риффами. Меняя настроение от адреналиновых боевиков до пауэр-баллад, квартет проводит нас через весь альбом, ни разу не сев на мель. Что до лирики – она, как и положено беспробудно мрачна, но пугающе поэтична. Очень яростная пластинка, которая за 40 минут своего хронометража демонстрирует высоты до которых смогли дотянуться Nevermore за годы своего творческого пути. И чертовски этим гордится.
5. Abney Park – Lost Horizons (2008)
Роберт Браун довольно долго искал звучание, которое будет интересно и ему самому, и позволит своей музыкой зарабатывать на жизнь. Можно бесконечно долго пинать дарквейв, постоянно оглядываясь на Depeche Mode в надежде на то, что из этого что-то получится. Но в случае с Abney Park , плодов эти начинания так и не принесли. Разумеется, определённая популярность у коллектива была, но не настолько большая, как, по мнению музыкантов, они того заслуживали. Несколько альбомов группа экспериментировала со звуком, постепенно расширяя собственные музыкальные горизонты, пока не нащупала то, что искала. И всем своим составом они взошли на борт дирижабля «Офелия».
Стимпанк – целый ретро-футуристичный мир, в котором Браун и компания оказались как у себя дома. Придумали целую историю о том, как они стали воздушными пиратами, облачились в костюмы и стали играть индастриал с использованием скрипки, некоторых диковинных инструментов (вроде бузуки или саза) и явным влиянием Dead Can Dance . Так в нескольких словах можно охарактеризовать «Lost Horizons ». Для того, чтобы составить полное представление о работе музыкантов – нужно прослушать альбом целиком и оценить весь букет эмоций, который составляет жизнь романтичных пиратов из вселенной, где викторианская эпоха не заканчивалась никогда, а прогресс остановился на паровых двигателях. Оно того стоит.