По закону, родители имеют право пойти в школу в возрасте 6 лет и 6 мес. И каждый год диагностируя детей с апреля по август сталкиваюсь, примерно, с одним и тем же. Родители стараются выучить буквы/цифры и отдать в школу, как можно раньше.
И когда я сообщаю, что ребенок не готов, они сильно удивляются. Долго разжевываю, что еще не доформировано, что на низком уровне, но для родителей остаться еще на год, это терять время. Им кажется, что ничего страшного. Сформируется в школе, подтянется. Все могут, и он сможет. Что такое 5-6-8 месяцев разницы.
Что значит потерять год, честно говоря, для меня непонятно. Я против дальше-выше-сильнее в образовании. Развитие очень сильно связано с возрастом. Никому не приходит в голову трехмесячного ребенка учить ходить, но шестилетку сидеть учится на уровне с семилеткой, почему то можно. А нагрузка должна соответствовать возможностям. И вот, заходишь в первый класс, и видишь: один играет с карандашом, другой страдает, потому что не успевает, третий плачет, и ждет, когда его заберут домой. А если бы они пришли вовремя-90% проблем можно было бы избежать.
Аргументы родителей бывают вполне стандартными, а бывают и экзотичными:
-в 18 лет заканчивать школу-это не правильно ( в армию заберут, замуж уже пора, а она за партой)
-я пошел в шесть с сестрой и играл до восьмого класса
-у меня у подружки дочка идет, правда ей будет 7лет и 6 месяцев, а моей на год меньше, хотим, чтобы ходили в один класс
-Моя учитель набирает класс, хочу, чтобы мой ребенок ходил к ней же
И родителю все равно, что психика еще не окрепла, и не может выдерживать нагрузки, что ребенок не в состоянии регулировать свои эмоции, что внимание ему сложно удерживать.
Спрашивают, а вот Вася идет в школу, он что умнее? Нет. Вася старше. Ваш ребенок не глупый, он развивается по возрасту.
Честно могу сказать, что мне попадались «созревшие» шестилетки. Четыре ребенка за двадцать лет практики. Из них, один мальчик. Но гарантии, что они не «выстрелят» в подростковом возрасте-нет. Ну, тогда уже никто не вспомнит, что ребенку еще 11, а не 12. А в этом возрасте год еще играет огромное значение.
Поэтому, советую убедится, что вы правильно услышали специалистов и что ваши аргументы относятся к жизни ребенка, а не к вашему удобству.
Пройдите за год перед школой врачей, чтобы убедится, что не надо что-то долечить. Лучше укрепить заранее здоровье. Адаптация к условиям обучения в школе стресс для многих, и бьет, обычно, по самому слабому месту.
Убедитесь, что ребенок понимает, что в школе есть время для надо, а есть для хочу. При этом не рассказываете радужных историй о том, как в школе классно, столкнувшись с реальностью, ребенок сильнее разочаруется.
Научите ребенка самостоятельно складывать свои вещи. Одеваться (часто дети в первом классе не могут завязать шарф, не знают, как выглядит их пакет с обувью). Приучайте самостоятельно решать свои проблемы (где надо, попросить помощи у взрослых, а где подумать самому), разрешать конфликты, отстаивать свое мнение, но в рамках дискуссии, а не драки. Уважать взрослых. Не слепо доверять, а именно понимать субординацию.
Найдите сферу для внешкольных занятий, где ребенок будет успешен. Не отдавайте в театральную студию зажатого ребенка. Это только дополнительный стресс. Развивайте то, что ребенку дано. Если хорошо рисует, так пусть рисует.
Формируйте адекватную самооценку. С одной стороны подбадривать, с фразами о том, что всему можно научится. С другой стороны, ребенок должен уметь видеть свои ошибки и их исправлять. Ребенку «Главная звезда в семье» сложнее будет привыкнуть к тому, что не все его считают звездой. А ребенку, которому рассказывали, что он тупой, сложно будет учится новому.
В общем, насколько успешно будет учится ребенок, зависит не только от его способностей. Читать можно научить за два первых месяца в школе, в том случае, если созрел мозг, нервная система, и сформирована произвольность (воля). Адаптация к школе пройдет наиболее безболезненно и быстро у самостоятельных детей. У детей готовых перейти на новую ступеньку. А подготовить к этой ступеньке, задача родителей. Так что, не торопитесь!