Жемчужина музея – грандиозный дворцовый комплекс XVIII века, сохранившийся до наших дней. Сегодня в одном из корпусов ансамбля разместилась администрация музея-заповедника «Царицыно», а во втором – отдел кадров и бухгалтерия музея. Для чего же были задуманы и возведены три уникальных постройки, и как менялась их судьба с течением времени – узнаем, окунувшись в историю.
В 1775 году Екатерина II , восхищенная красотой территорий поместья Черная Грязь – выкупила эти земли и поручила придворному архитектору представить проект подмосковной увеселительной резиденции в готическом или мавританском стиле. Василий Баженов представил проект, который сочетал в себе готику, классицизм, московское барокко и древнерусскую архитектуру. Мастер назвал стиль «Царицыно» - «нежная готика» и в 1776 году было начато строительство дворцового ансамбля.
Примечательно, что самым первым из трех, был построен ныне Третий кавалерский корпус в 1776-1779 годах, а порядковые номера зданиям были присвоены уже в 1947 году при паспортизации.
Итак, Третий кавалерский корпус – это одноэтажное кирпичное здание со скругленными внешними углами и стрельчатыми окнами, которое украшает элегантная башенка-бельведер. По замыслу архитектора внутри находится круглый зал, часть которого выступает наружу и образует полуротонду, со сложным архитектурным парапетом.
Расположился корпус на живописном месте – на высоком мысу, между Большим оврагом и Нижним Царицынским прудом. Екатерина II лично вносила поправки в чертежи Баженова, именно первое строение имело для нее особое значение. В 1785 году новым архитектором был назначен Матвей Казаков, ученик Баженова – о причинах такой рокировки до сих пор бытуют различные мнения. Возможно, просто первоначальные представления о дворцовом комплексе со временем перестали отвечать представлениям о величии российской монархии, поэтому и было принято решение создать единый большой дворец. Но в 1796 году, после смерти императрицы строительство резиденции было прекращено.
Только Третий кавалерский корпус по-прежнему активно использовался, из-за чего в девятнадцатом и двадцатом веках здание потерпело сильные искажения в планировке, что повлекло за собой изменение первоначального внешнего вида: пропала башня и ее опорные столбы, своды и овальные купола.
В 1784-1785 года были построены ныне Первый и Второй кавалерские корпуса. Первый – одноэтажный павильон г-образной формы с тремя комнатами внутри, а вот планировка второго куда интереснее. Она представляет собой восьмигранник, комнаты которого соединяются в центре и соединены собой по периметру угловыми помещениями. Элементы, украшающие фасады восьмигранника стали смешением древнерусских мотивов с готическими, став уникальным воплощением фантазии архитектора. Кавалерские корпуса, были дополнением ансамбля и украшали общую панораму средневековой резиденции. Также, по замыслу архитектора, крыши всех зданий должны были быть золотыми, сверкающими на солнце. К сожалению, Баженов не успел воплотить в жизнь эту задумку.
Уникальному восьмиграннику пришлось пережить немало потрясений: почти двести лет здание не использовалось и разрушалось естественным путем, в 1929 году чуть не стало районной баней, а в 1932 году внутренние стены корпуса все-таки разобрали.
Первый кавалерский корпус сохранился лучше, благодаря тому, что с 1870-х годов его регулярно брали в аренду на летний период состоятельные купцы и чиновники. За десятки лет здание было сильно искажено перестройками, значительно переделаны интерьеры и внешний вид корпуса, а в 1909 году при пожаре была утрачена внутренняя отделка. К 1911 году закончилась очередная перестройка, в здании стало 3 этажа и 23 комнаты, которые продолжали сдавать в летний период.
В 1990-х годах была проведена масштабная реставрация в Кавалерских корпусах, по всем правилам и согласно чертежам Баженова. В ней принимали участие уважаемые специалисты, в том числе Владимир Либсон и Изольда Рубен. Несмотря на многие трудности и утраченные элементы первоначального архитектурного ансамбля в «Царицыно» удалось провести работу по всем правилам реставрационного искусства. Сохранилось больше половины зданий архитектора, что крайне важно для современной культуры и понимания стиля архитектурного замысла зодчего.
Какие впечатления у вас оставила прогулка по дворцовому комплексу?