Найти тему
Smartway

Юбилей кода в Smartway

Оглавление

23 марта, был своеобразный юбилей Smartway - 5 лет прошло с тех пор, как была написана первая строчка в коде онлайн-сервиса по организации командировок.

Вспомним, как это было и как программист затеял революцию в организации бизнес-поездок.

На рынке онлайн-сервисов для туристов — жесткая конкуренция, а командировки чаще всего оформляются по старинке через агентства. Чтобы отбить у них клиентов, Максим Яремко и Инна Ткаченко создали сервис для бизнес-поездок.

Рецепт от усталости

Максим Яремко в недалеком прошлом управлял бухгалтерским онлайн-сервисом «Мое дело», выручка которого, по данным СПАРК, в 2014 году составила 255 млн руб. Выручка его новой компании куда меньше — 600 тыс. руб. за ноябрь 2016 года. «Пока очень скромные доходы, зато очень интересно», — говорит Яремко.

Максим Яремко, Генеральный директор Smartway
Максим Яремко, Генеральный директор Smartway

Максим Яремко в IT-бизнесе со студенческой скамьи. Учась на пятом курсе Пензенского госуниверситета (специальность — «прикладная информатика в экономике»), он основал первую компанию, которая занималась программированием на заказ. Компания обслуживала на аутсорсинге клиентов из США и Германии, но вскоре Яремко разочаровался в этом бизнесе и продал компанию партнеру. Он хотел создать свой IT-продукт.

«Мое дело» стало вторым проектом предпринимателя. Ему он отдал пять лет. «Мое дело» — онлайн-сервис для ведения бухгалтерии, он помогает предпринимателям создавать первичную документацию и отчеты для налоговой. В 2012 году компания привлекла $4 млн инвестиций от Klever Internet Investments Limited. А в конце 2014 года Яремко заявил об уходе из компании. Место генерального директора занял его партнер Сергей Панов. «Я считаю, если занимаешься одним и тем же больше четырех-пяти лет, начинаешь инертно мыслить. Во-вторых, банально сильно устаешь», — считает Яремко. Почти год Яремко, по его словам, «отдыхал и отсыпался».

Новую нишу предприниматель выбирал прагматично: разложил бизнес-процессы типовой компании на внутренние и внешние. Из внешних выделил самые, по его мнению, неэффективные: логистику, банковские гарантии, факторинг и бизнес-путешествия. Предприниматель решил создать очередное IT-решение — продавать новый подход к старой услуге.

Выбрать направление помог случай. Летом 2015 года Яремко познакомился с Инной Ткаченко, которая более десяти лет занималась организацией бизнес-путешествий. Она как раз подумывала о создании онлайн-сервиса для автоматизации командировок. Полгода партнеры присматривались друг к другу и обсуждали условия сотрудничества. Окончились переговоры 31 декабря 2015 года: Яремко и Ткаченко пожали руки и решили прямо с нового года стартовать. Они создали компанию Smartway.

Рынок на откатах

-3

Предприниматели решили ориентироваться на относительно небольшие компании, которые ежемесячно тратят на командировки от 100 тыс. до 1 млн руб. Таким, как правило, невыгодно содержать тревел-департаменты, оформлением командировок занимается секретарь, который использует сервисы для обычных путешественников вроде Booking.com или Skyscanner. Но в таком случае сложно подготовить документы для бухгалтерии, потому что нельзя провести безналичный платеж со счета компании. А значит, многие компании не могут за счет этих расходов снизить налогооблагаемую базу и вынуждены платить больше налогов.

По статистике в 25% бронирований вносятся изменения. Обзванивать авиаперевозчиков и отельеров неудобно, особенно если командировок несколько. К тому же за отмену или изменения в билете часто взимается штраф. Еще есть предприимчивые сотрудники, которые пользуются системами лояльности, оплачивают дорогие, но выгодные им лично брони со своих карт, накапливая бонусные мили. ​Например, секретарь накопленными милями вполне может оплатить себе билеты в Турцию, поэтому ему выгодно бронировать более дорогие маршруты.

Многие компании пользуются услугами специализированных агентств для организации бизнес-путешествий, сами сотрудники не могут покупать билеты и бронировать отели. Но и этот вариант не слишком удобен. Обычно секретарь сначала звонит или пишет в агентство, указывает даты и общие пожелания. Затем ему приходит письмо с несколькими вариантами. Затем идет согласование, перенос сроков, очередное согласование, оплата и оформление документов. В общем, прошлый век: письма скапливаются в почте секретаря, могут потеряться, попасть в спам. В результате подготовка к каждой командировке растягивается на несколько часов, а то и дней.

При этом наценка агентств доходит до 10%. У многих компаний есть прямые договоренности с перевозчиками и отелями, они зачастую выбирают, например, отель, который платит больший процент агентству, хотя и не так удобен для командированного. «На этом рынке правят бал откаты и договоренности, он совершенно непрозрачен для заказчика», — говорит Яремко.

Есть и онлайн-решения, например Raketa.Travel, Paxport.pro, Corporate.Tickets, Corp.Sitravel и другие. Но все они построены на инфраструктуре офлайн-агентств. «Мы первые игроки на этом рынке, которые пришли из IT и пытаемся все автоматизировать на 100%, чтобы полностью исключить «человеческий фактор», — говорит Яремко. — А действующие системы, как правило, автоматизированы лишь частично, и значительная часть заказов обрабатывается вручную. Например, в 50% случаев заказать отель можно не сразу, а только «по запросу», то есть через менеджера».

Яремко и Ткаченко заказали агентству Profi Online Research опрос 200 компаний, которые тратят на командировки от 100 тыс. до 1 млн руб.: «Как вы бронируете командировки?» Оказалось, что большинство компаний оформляют командировки по старинке, через специализированные офлайн-агентства. Только семь из 200 (менее 4%) бронировали деловые поездки в интернете. По словам Инны Ткаченко, за границей этот показатель доходит до 50%. Затем агентство провело маркетинговое исследование из 20 глубинных интервью. Подтвердилась гипотеза предпринимателей: компании готовы использовать онлайн-бронирование, если получат понятный и прозрачный сервис. В общей сложности на исследования потратили 700 тыс. руб.

В результате сложилась концепция Smartway. Это онлайн-сервис, который открывает прямой доступ к 30 основным системам бронирования, таким как «Сирена», Amadeus, Gabriel и др. Пользователь видит полную стоимость поездки без скрытых платежей, оплата проходит безналично, платеж списывается со счета компании. Вместе с подтверждением приходит полный пакет документов для бухгалтерии, который устраивает налоговые органы.

А после поездки автоматически формируется авансовый отчет. При этом руководитель может отследить статистику: кто куда ездил, сколько денег потрачено, как можно было сэкономить. Например, вылет из одного аэропорта и прилет в другой часто обходится дешевле.

Разработка по-пензенски

Разработка пилотной версии заняла пять месяцев у десяти программистов. Максим предпочел работать с разработчиками из родной Пензы. «Если считать прямую экономию на зарплатах, то она будет 25%, но эта разница нивелируется необходимостью администрировать еще один офис и постоянными командировками. Главный плюс разработки в регионах в том, что ты можешь собирать по-настоящему талантливых ребят и не конкурировать за кадры с гигантами вроде «Яндекса», — говорит предприниматель.

Найти продавцов оказалось непросто. Сначала хотели пригласить людей из агентств по организации бизнес-путешествий, но каждый второй кандидат спрашивал про откаты для клиентов. «Когда сейлзы спрашивали про бонусы, а прямо говоря, откаты, мы им отвечали, что у нас их нет и не будет никогда. Все говорили, что тогда невозможно продавать услуги. Если честно, руки немножко подопустились», — вспоминает Яремко.

Он решил собирать команду сейлзов с других рынков, не связанных с путешествиями. В июне подключили первых клиентов. Ими стали знакомые предприниматели из интернет-компаний, дистрибьюторы и производственные предприятия. Сразу всплыли технические ошибки, которые устраняли до сентября: в некоторых браузерах поехала верстка, где-то не показывался нужный отель и пр. Осенью сервисом стали пользоваться люди, узнавшие о нем из интернет-рекламы. В ноябре запустилась финальная версия.

По словам Яремко, без ошибок не обошлось. Предприниматель считает, что неправильно расставил приоритеты. Например, он сделал ставку на трансферы — возможность заказать машину из аэропорта, вокзала, а покупку ж/д билетов отложил. Оказалось, что спрос на ж/д билеты выше, чем на трансфер. Компания потеряла время и деньги.

Вернемся в наши дни

Сейчас, Smartway объединяет мощные корпоративные инструменты, необходимые для планирования и организации командировок:

  • Поиск и сравнение цен на авиа и Ж/Д билеты, отели и апартаменты
  • Мгновенное бронирование и управление бронью в режиме онлайн
  • Удобные инструменты для согласования маршрутов и бюджета
  • Онлайн-доступ к закрывающим документам для бухгалтерии
  • История и статистика поездок по всем сотрудникам
  • Тревел-поддержка 24/7
  • Войдирование - musthave в современных реалиях (кстати, Smartway - единственный онлайн сервис, в котором войдирование возможно)
-4