Найти тему

Формула-1: Никита Мазепин - скандальный рента-драйвер "Папа может" или способный пилот с необходимой поддержкой?

Уже завтра Большой цирк под официальным названием "Формула-1" - начнёт своё мировое турне - и на этот раз местом для старта гастролей стала вовсе не Австралия, как это было много лет подряд. Первые очки в чемпионате разыграют в Бахрейне, и номинально претендентами на них считаются все участники шоу, среди которых - четвёртый в истории Ф1 россиянин, Никита Мазепин.

Никита Мазепин, фото взято из открытых источников
Никита Мазепин, фото взято из открытых источников

Да, с учётом дебюта в Ф1 и формы Haas рассчитывать на финиши россиянина в очках можно только в случае какого-то невероятного стечения обстоятельств на трассе. Но разве это значит, что Мазепин плох, как пилот? Напомню, в своё время Фернандо Алонсо начал путь к двум титулам чемпиона за рулём вечного аутсайдера Minardi и не набрал ни единого очка в первом сезоне, однако пилота заметили в Renault F1 и взяли к себе.

В общем, явно стоит приглядеться к россиянину получше: хочется понять, что из себя представляет гонщик, пришедший на смену Виталию Петрову, Даниилу Квяту и Сергею Сироткину.

Стоит только спросить поисковик о Никите Мазепине, и он выдаёт миллион с горкой ссылок. Информация - на любой вкус, и её, кажется, даже слишком много, как бы не утонуть. Тому, кому хочется прочитать именно о гонщике Мазепине, придётся продраться через частокол заголовков разной степени желтизны о частной жизни Никиты, его шлеме в стиле Фаберже и других событиях, на первый взгляд, не относящихся к появлению россиянина в Ф1.

Размер имеет значение. Фаберже и не снилось.
Шлем Никиты Мазепина на гран-при Сочи Формулы-2 в 2019 году. Фото взято из открытых источников
Размер имеет значение. Фаберже и не снилось. Шлем Никиты Мазепина на гран-при Сочи Формулы-2 в 2019 году. Фото взято из открытых источников

Создаётся впечатление: ну вот, ещё один взбаламошный мальчик богатого папы забавляется, воображая себя пилотом, пока у родителя не закончатся деньги (или терпение).

Цель видим, в себя верим
Отец и сын Мазепины. Фото взято из открытых источников
Цель видим, в себя верим Отец и сын Мазепины. Фото взято из открытых источников

И если проследить карьеру Никиты Мазепина до прошлого сезона, который пока оставим за скобками (о нём расскажу отдельно), то впечатление лишь усиливается. Да, в 2014 году он стал вице-чемпионом мира по картингу среди взрослых, но затем вплоть до сезона-2018 ушёл в тень, за всё это время завоевав всего одну победу. Это, впрочем, не мешало ему переходить из одной гоночной категории в другую и даже - тестировать болиды Формулы-1 (да-да, вы правы, такое было бы невозможно без поддержки отца - но и к этому вопросу я ещё вернусь). В 2018-м сверкнул, повторив свой самый громкий успех: в дебютном сезоне GP3 остановился в одном шаге от чемпионского титула, пропустив вперёд только Антуана Юбера, которому прочили звёздное будущее - увы, не сбывшееся из-за трагической гибели на гонке в Бельгии. В 2019-м Мазепин оказался на пороге королевы автоспорта: в Формуле-2 - и с треском провалился. В то время как его напарник Ник де Врис брал один подиум и победу за другой (и в итоге стал чемпионом), россиянин всего пять раз доехал до очковой зоны и в общем зачёте финишировал 18-ым. А на гран-при в Сочи запомнился не только шлемом в стиле Фаберже, но и жёсткой аварией, которую устроил, возвращаясь на трассу.

Всё же дорожку для боулинга не стоит путать с гоночной трассой, а шар - с болидом, подумали тогда многие и поспешили поставить крест на карьере Никиты Мазепина: мол, покатается ещё сколько-то, а потом сядет в уютное кресло в отцовской компании, где сможет чудить, сколько влезет.

У тех, кто так решил, помимо "подвигов" россиянина на трассе, были и другие весомые аргументы. Так, в 2018-м прямо по ходу гоночного уикенда Ф3 в Венгрии Мазепин попробовал свои силы в другом виде спорта - в боксе. Он набросился с кулаками на Каллума Илотта. А знаете, за что? За испорченный быстрый круг, но не в квалификации, а всего лишь на тренировке.

"А... а если я не буду трассу уступать?
- А если не будешь уступать, получишь в глаз!"
(почти к/ф "Бриллиантовая рука")
Никита Мазепин и Каллум Илотт. Фото взято из открытых источников
"А... а если я не буду трассу уступать? - А если не будешь уступать, получишь в глаз!" (почти к/ф "Бриллиантовая рука") Никита Мазепин и Каллум Илотт. Фото взято из открытых источников

Эмоции? Конечно, тем более что в 2018 после долгого перерыва дела на трассе у Мазепина пошли в гору, и упускать маячившие перед носом шансы он не собирался. Но наверняка нашлись те, кто подумал: а всё потому, что привык - выходки сходят ему с рук (к слову, венгерский раунд не простили - гонку пришлось пропустить и извиняться за содеянное).

Картина маслом окончена?

Как бы не так.

Что происходило в голове и душе Никиты Мазепина в межсезонье перед 2020 годом, знает только он сам. Ну а нам - остаётся судить по его результатам на трассе и поведению. Так вот, россиянин преобразился. Обгоны - остались агрессивными, но стали куда безопаснее, пилотаж - точнее, да и с шинами Мазепин научился обращаться куда бережнее. В итоге - шесть подиумов, включая две победы, пятое место в общем зачёте и в полтора раза больше очков, чем у напарника.

"Не вижу повода не...!"
Никита Мазепин празднует победу в Муджелло. Фото взято из открытых источников
"Не вижу повода не...!" Никита Мазепин празднует победу в Муджелло. Фото взято из открытых источников

Возможно, этому в конце концов помогла обширная программа подготовки - в том числе, тестов машин "Формулы-1". Довелось Мазепину покататься и на чемпионских "Мерседесах". А может, россиянин повзрослел. Скорее всего, оказало влияние и то, и другое вместе. Как бы то ни было, но развитие гонщика случилось как нельзя, кстати.

И теперь я возвращаюсь к вопросу отцовской поддержки. Да, совершенно верно: отец Никиты, Дмитрий Мазепин, совладелец "Уралкалия" и долларовый миллиардер - может себе позволить платить за обучение сына, начиная с картинга и заканчивая "Формулой-1". И он делает это ради сына.

А вы бы не стали?

У моих детей тоже есть хобби, они занимаются спортом. И то, что им необходимо для развития, дети получают без вопросов. Больше скажу: нам это нравится. Нравится помогать и видеть, как ребята добиваются новых успехов. Это же естественно, разве нет?

И потом, сезон-2020 показал: обычным рента-драйвером Никиту не назовёшь. А недавние тесты в Бахрейне позволили убедиться: россиянину и со свежеиспечённым чемпионом Ф2 Миком Шумахером в качестве напарника в Haas по силам побороться.

Осталось подвести итоги.

Прямо сейчас Мазепину не напророчишь звёздное будущее, но и в аутсайдеры после прошлого года записывать его будет странно. Пилот со способностями, но как он сможет их развить, покажет время. А что касается характера... знаете, по мне, приход в королеву автоспорта гонщика, порой выходящего за рамки корпоративных приличий, ей только на пользу: привнесёт немного остроты. В конце концов, кто-то же должен подхватить знамя Кевина Магнуссена.

Как вы считаете?

#никита мазепин #формула-1 #haas #мик шумахер #шумахер #формула-2 #спорт #автогонки #россия #гонщик