Давайте еще раз поговорим о свободе. Потому что о свободе говорят постоянно. И у каждого понятие об этой свободе свое. Я свою самую первую статью написала на эту тему. Как давно это было... Почему вдруг вспомнила? А увидела ту же самую картинку, которую я для этой самой первой статьи использовала. Некий охваченный бунтарским порывом недоросль. С совершенно блаженным выражением лица. И я решила снова вернуться к этой теме. Потому что все эти недоросли, когда выходят на протесты, что-то крича, вопя и требуя, основываются именно на этом - на том, что их лишают свободы. Вот я и задумалась в очередной раз - а какой свободы вас лишают, милые недоросли?
Как я уже сказала выше, свободу каждый представляет в меру своей испорченности. Однажды мне попалось вот такое описание идеальной свободы от одного половозрелого экземпляра. Вот как представляет эта особь ХУ-модификации свой идеальный мир. Идет, значит, он весь такой прикинутый и шикарный по некому городу. А в этом городе никаких других особей ХУ-модификации не наблюдается. Он там единственный. Вокруг одни юные особи ХХ. И все модельной внешности. Никаких тебе пожилых теток, никаких тебе ворчливых бабок. Потолок - 25 лет. Видимо, тех, кто достигает 26 лет, из города изгоняют или отправляют на утилизацию. И вот гуляют вокруг эти красотки. Естественно, одетые по минимуму. Или вовсе без него. Идет этот ХУ персонаж, смотрит вокруг. Попадается ему на глаза одна из моделек. И срабатывает у персонажа механизм на выброс тестостерона. Тестостерон выбрасывается, происходит в теле известная всем метаморфоза, и он хватает эту самую приглянувшуюся модельку. Хотя нет, он ее величественно подзывает! И она бежит к повелителю на полусогнутых. Что там дальше, рассказывать не буду. Наш блюститель нравственности Дзен не пропустит. Вы уж, друзья мои, как-нибудь сами дорисуйте картинку. Короче, попользовался наш "повелитель" приглянувшимся телом, выкинул и пошел дальше. До следующей порции тестостерона. Ну, разумеется, зарабатывать на жизнь этому персонажу не приходится. Все его желания исполняются по щелчку пальцами. А он только ходит по этому сказочной обители и выглядывает себе очередной "предмет". Вот такое представление о счастье и свободе. Я это не придумала. Это откровение одного из жаждущих свободы. И что-то мне подсказывает, что он не один такой.
Есть другая картина мира. Эта картина мира хорошо описана у Жванецкого. Помните?
Я хочу купить, как во время войны, танк на средства артиста, но пользоваться самому какое-то время. Приятно, наверное, внезапно появиться в ЖЭКе и попросить заменить пол на кухне, не выходя из машины. Хорошо въехать в базар и через щель спросить: "Скоко, скоко? Одно кило или весь мешок?"
Хорошо еще иметь приятеля на вертолете, чтоб летел чуть впереди, и пару друзей с автоматами, чтоб бежали чуть сзади.
Так можно разъезжать по городам. Ночевать где захочется.
В то время это казалось очень правильным. Я сама в это верила! И смеялась, и восхищалась. И тоже хотела танк. Чтобы приехать на нем на наш Алайский базар. Как же здорово! Сколотил вооруженную банду и давай наводить свои порядки и справедливость. Кого-то милую, кого-то наказываю. Я же добрый, я же правильный, я знаю, как надо. А что такого? Я же за все хорошее. Этакий Робин Гуд на танке.
Вы знаете, я, наверное, с годами стала какой-то сентиментальной. Я больше не могу смотреть фильмы про всяких робин гудов. Почему? А мне английских лучников жалко, тех, которых отстреливают бравые робингудовцы. Нет, всяких шерифов не жалко, шерифы всегда в своих замках отсидятся. А вот тех, которых они посылают в дозоры, мне жалко. Вот благородные разбойнички их всех в расход пустили, а ведь у них жены, дети, престарелые родители. И этим самым лучникам тоже надо как-то жить. Борец за права бедных их всех утилизировал, а их женам и детям завтра нечего есть.
И эту миниатюру Жванецкого я тоже не могу и не хочу слушать. Мне, кстати, Жванецкой никогда особо и не нравился. Вроде как бы правильно говорит, а какой-то он... с двойным дном, что ли. Вот Задорнов - другое дело. Он как бы и высмеивал недостатки, глупости, невежество, но как-то без гаденького подхихикивания, без злорадства, без цели унизить. Очень человечно. А вот Жванецкий... Какой-то вечно камень за пазухой. Недоброе какое-то ехидство. Я теперь совсем по-другому вижу эту картину с танком. Ну давайте все купим по танку, или по автомату Калашникова, или связку гранат. И будем разъезжать на этих танках и стрелять по каждому, кто нам не понравится. А что? Подлинная демократия. Как это ты не хочешь отдавать мне свою машину? Да ты мои права нарушаешь! На мою свободу покушаешься! Свобода должна быть абсолютной. Взять и поделить.
У Стругацких в романе "Отягощенные злом" есть такой эпизод. Демиург позволяет одному из просителей пожить в мире, где несправедливость немедленно наказывается. То есть этот проситель попросил себе "танк" - способность шарахнуть молнией каждого, кто сделает что-то не так, нахамит, не так посмотрит, обсчитает в магазине. Проситель обретает способность вершить "справедливость". И во что превращается этот мир? В ад. В абсолютный кошмар. А если у каждого будет возможность шарахнуть молнией? Что будет? На следующий день Земля станет безлюдной.
А теперь эпизод из жизни. Тоже о свободе. О том, кто и как ее понимает. Когда я только приехала в Германию, познакомилась я с одним товарищем. Дали ему мой телефон и рассказали, какая я вся из себя замечательная, к тому же, в то время одинокая, и как бы подходящий вариант для будущего. И вот этот товарищ мне позвонил и предложил встретиться. Звали его Миша. И родом он был... из Одессы. До переезда работал барменом на круизных судах. В Германию приехал с женой. А жена тут от него ушла. Не помню уже, почему. Но он очень сетовал. Типа, взяла, выучилась на ветеринара и нашла работу в другой федеральной земле. А он до сих пор в поиске. Вот думает занять гостиничным бизнесом. Я в то время бегала по урокам даже в выходные. Но у меня было "окно" в сорок минут и я сказала, что мы можем пообщаться и в то же время доехать до магазина, потому что другого времени у меня, увы, нет. Он согласился. Мы встретились, поболтали и он повез меня к магазину. А там огромная парковка. И получилось так, что прямо у выезда с парковки несколько свободных мест, но висит "кирпич", поэтому надо сделать круг, чтобы туда попасть. Этот Миша, недолго думая, сворачивает под "кирпич" и занимает свободное место. Я к тому времени уже привыкла к немецким правилам. Особенно к правилам дорожного движения. Ибо это элементарно правила безопасности и выживания. Поэтому я удивилась и спрашиваю, зачем он это сделал. Там же объезжать меньше минуты. И этот Миша начинает читать мне лекцию о... свободе! Да, да, о свободе. Типа, каждый человек должны иметь право поступать так, как он хочет, и вообще, никто не имеет права ограничивать его какими-то глупыми правилами. Чего это он должен делать круг по парковке, если вот тут три свободных места? И все это с таким протестным пафосом. Типа, замуровали, демоны. А я вырвался. И вообще, тот, кто всяким правилам подчиняется, у того рабская психология. А он человек прогрессивный и свободный.
Самое забавное, что то же самое он начал втулять и немцам, которые сделали ему замечание. И сделал это довольно агрессивно. Типа, не ваше немецкое дело. Как хочу, так и живу.
Я не стала с ним спорить, объяснять, что есть разница между свободой и анархией, и что такие правила устанавливаются исключительно ради выживания людей, потому что там это смысла не имело. Я просто ушла в магазин. Разумеется, продолжать знакомство я не стала. Хотя товарищ несколько раз звонил и объяснял, как надо жить. Я тогда была очень далека от политики и вообще от всего, чем интересуюсь в настоящее время, иначе я бы ответила, извини, мол, но я ватник, кремлебот и вообще у меня рабская психология. Так что, нам не по пути.
В идеале, конечно, я была бы не прочь пообщаться с каким-нибудь более менее вменяемым поборником свободы. Правда, где такого найти? Чисто в научных целях. Вот как этот поборник видит и представляет свободу. И как при этой его собственной свободе учитываются хотелки всех прочих поборников. Вот, к примеру, несколько борцунов положили глаз на особнячок какого-нибудь олигарха или на его яхту. И каждый со своей свободой. Они этот особнячок или яхту как делить будут? И вот мне попалось высказывание недоросля по имени Ярослав, который школу хотел взорвать. Тут Лия Ахеджакова очень за него переживает.
Политизироваться Ярослав, по словам родителей, начал еще после митинга Навального «Он вам не Димон» еще в 2017 году. «У нас с ним споры начались. Я говорила: «Тебе какое дело? Если власть свергнут, то кто будет у власти? Кого ты предлагаешь? Навального?» А он отвечал: «Нет, власть — народу».
Власть - народу. Вот как мне хочется спросить хоть кого-нибудь из этих борцунов. Вот чисто технически, вы как это представляете? Вече каждый раз собирать? Всей толпой на кнопки нажимать? Или на всегородском собрании решать, чинить лифт или не чинить? Что бы он ответил? Вот взорву школу, и будет всем счастье?
Да, понимаю, сейчас посыплются предложения посмотреть, есть ли жизнь за МКАДом. А почему бы не посмотреть на бразильские фавелы? Или на индийские прачечные, где люди работают из поколения в поколение?
Или вот трущобы Манилы.
Нет? Не подходит?
Я понимаю, что как-то все эти проблемы надо решать, как-то выравнивать разрыв между бедными и богатыми. Но только не взрывами школ и анархией.