Родительские запреты нужны, никто не спорит. Проблема возникает в том случае, если их становится слишком много. А такое возникает, к сожалению, в большинстве случаев и многие из них совершенно не оправданы.
Наиболее частые фразы, которые я слышу от родителей, приблизительно одинаковы:
«Нас также воспитывали и ничего, людьми выросли»
«Что люди скажут»
«Я не хочу краснеть за него (неё)»
«А вдруг что-то случится»
«Если ничего не запрещать, он (она) вообще на шею сядет»
Не лишать ребёнка собственного опыта
Пока ещё сын или дочь совсем маленькие, мы ограждаем их от возможного падения и ушибов. Но дети не просто падают, они познают мир, получают свой собственный, пусть и не очень позитивный опыт.
Предостерегать, конечно нужно, но мы, сами того не замечая, начинаем делать это во всех случаях. И там, где это оправдано, и просто, чтобы перестраховаться.
Понимание сути запрета обязательно
Часто сталкиваюсь в психологической практике с тем, что малыши не понимают смысла родительского «Нельзя!». Вот здесь и начинается самая большая проблема.
Не уяснив для себя суть указания мамы или папы, ребёнок не будет стремиться его выполнять . А ведь взрослые часто даже сами не знают, почему этого делать не стоит.
Причиной могут быть и соответствующие воспитание взрослых в подобных условиях, и страх за ребёнка, и непонимание, как нужно воспитывать, чтобы чадо выросло «достойным». Также очень сильное влияние оказывает чужое мнение.
Ситуация усугубляется тем, что в основе запретов лежат личные непроработанные проблемы родителя . Например, нежелание отпускать дочь с подругами на прогулку обусловлено не столько реальной опасностью для ребёнка, сколько материнской потребностью в спокойствии.
Ещё одна причина излишнего ограничения детской свободы. Как было сказано ранее, важность мнения окружающих для самого родителя. Часто нежелание «краснеть перед людьми» заставляет предостерегать ребёнка не только о реально, но и мнимо-опасных действий.
Не мешать развиваться
Возможно один момент прояснит ситуацию и заставит кого-то иначе посмотреть на воспитание.
В процессе игр и движения, ребёнок растёт, развиваются не только физические, а в первую очередь психические процессы, такие как память, внимание, мышление и т.д. Ограждая малыша от возможных ошибок, мы лишаем его возможности развиваться и обретать навык решения проблем.
Я уже рассказывала о детях, которые подходят ко мне за помощью, например, попросить ручку, но выразить свою мысль не могут.
Они будут рассказывать, что им нечем писать, что у них важное и срочное задание, которое надо сделать, будут плакать, но сформулировать просьбу, так и не сумеют.
Потому что их родители привыкли стелить соломку каждый раз, когда ребёнку трудно, не понимая, что так ему в жизни будет ещё сложнее.
Пишите в комментариях, свойственны ли вам подобные ошибки. Ставьте лайки и подписывайтесь.
#семья #психология отношений #отношения #саморазвитие #самопознание