Найти тему
sevprostor

Эта женщина от голода едва не лишилась рассудка (как современники объясняли причины голода на Русском Севере в XIX в.)

Эту женщину в 1894 году фотографировал финский исследователь — Инто Конрад Инха. В то время он путешествовал по Беломорской Карелии, собирая карельские руны, изучая местную культуру, и наблюдая за особенностями местной жизни. После возвращения из путешествия Инха написал книгу "В краю калевальских песен ", где очень живо и подробно рассказал об увиденном.

Эту женщину он встретил в Суднозере. По его словам "она от голода едва не лишилась рассудка".

Помню, как-то я уже писала про голод в Карелии, который мог быть достаточно рядовым явлением, то есть не случиться раз в редкий год, а быть постоянным спутником крестьян, особенно весной.

И читатели удивлялись, как, мол, можно голодать, живя на севере, где много рыбы, много дичи. Сходи в лес, подстрели лося, и вот у тебя уже мяса на несколько месяцев. Налови рыбы, и у тебя рыба. В чем проблема? Заведи пару коров, засей небольшое поле, и вот у тебя уже и молоко, и хлеб. Такая логика...

Как ни странно, но в реальности люди не могли обеспечить себе пропитание на земле. И вместо этого искали альтернативные источники доходов (во многих районах основным таким источником стало коробейничество, то есть разносная торговля товарами, которые закупали в соседней Финляндии, а потом разносили по карельским деревням).

Как финский путешественник объяснял причины голода:

Из-за суровых климатических условий земледелие было развито слабо, особенно после того как подсека была запрещена к середине 18 столетия.

Подсечно-огневое земледелие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.


Жители Карелии еще с ностальгией вспоминали как золотой век то время, когда подсеку можно было разрабатывать чуть ли не на любом склоне и урожаи зерна были такие обильные, что в иных хозяйствах хлеб приходилось засыпать через крышу, так как через дверь он не вмещался.

В 19 же веке хлеба не хватало на целый год даже в урожайные годы. Недостающее зерно приходилось покупать, а деньги на это были далеко не у всех.

Рожь редко давала хороший урожай, поэтому сосновой корой люди запасались уже летом (кору мололи и щедро добавляли в муку; к весне сосновая кора уже составляла большую часть содержимого "хлеба"). В неурожайные годы употребляли в пищу даже солому.

Главный зерновой злак Карелии — ячмень. Также росла репа, к 19 веку активно выращивали картофель.

Проблема земледелия была связана не только с запретом подсеки. Земля находилась в общей собственности волости. Каждое хозяйство по договоренности возделывало свой надел. Однако после смерти отца сыновья делили свой надел и это вело к дальнейшему дроблению полей, урожайность которых со временем снижалась. Новые земли при этом без подсеки осваивались очень медленно, и их было недостаточно.

Распашка новых площадей была под запретом после того, как лесные угодья в конце 18 века были объявлены собственностью государства. Лишь в 1873 году вышел указ, который разрешал расчистку целины под пашню и гарантировал целинным полям статус неотчуждаемой собственности в течение 40 лет. Народ называл это земледелием "по билету", то есть своего рода арендным земледелием, и многие воспользовались этим правом.

Что касается скота, тут вредили и болезни, и дикие животные. Даже в больших деревнях медведи и прочие хищники истребляли столько скота, что иные хозяйства совсем прекращали разведение животных, пока не обзаведутся новым поголовьем (а новое поголовье стоило денег, и кто знает, когда получится его закупить).

Как пишет финский исследователь, поголовье скота в одном хозяйстве на его стороне (в Великом княжестве Финляндском, которое хоть и было в составе Российской империи, тем не менее, обладало широкой автономией) легко могло равняться всему поголовью деревни в Беломорской Карелии. То есть скота в реальности во многих деревеньках было крайне мало.

При достаточном усердии можно было поймать столько рыбы, что ее хватит для выживания, хотя одна рыба без хлеба, этой первой и самой любимой пиши в весьма скромных условиях людей, — это нищенская еда.

В Финляндии зарабатывали на оленеводстве, но в Беломорской Карелии оно не получило такого интенсивного развития, как на финской стороне. Кстати, оленей карелы все-таки держали. Но для езды, а не для еды. На них ездили зимой, когда лошадь уже не могла пройти по глубокому и рыхлому снегу.

Ранее охота, вероятно, была одним из основных промыслов. Но в 19 веке ее ограничивали официальные нормы, да и вообще она сильно деградировала, по крайней мере в тех районах Карелии, которые вели разносную торговлю в Финляндии. Тем не менее на примыкающих к Белому морю территориях народ по-прежнему активно охотился, и даже торговал пушниной и дичью.

Карелы отличались особым рвением к рыболовству. Из таежных озерец, порой, вылавливали рыбу подчистую. В рыбачьих избах жили осенью неделями. Причем женщины на рыбном промысле делали все то же, что и мужчины. А в сезон разносной торговли и вовсе рыбная ловля была исключительно женской работой. Хотя, уже тогда люди жаловались, что рыбы стало совсем мало (но может так жаловались из осторожности, чтобы не отпугнуть рыбацкую удачу).

Рыбачья изба.
Рыбачья изба.

С распространением лесозаготовок и сплава леса в Беломорской Карелии стал наконец появляться и местный источник доходов. К концу 19 века на сплаве использовался в основном труд уроженцев Олонецкого края. Это дало людям больше возможностей для выживания (хотя, труд этот было очень тяжелым и рисковым, на сплаве люди нередко гибли).

В общем, что мы видим:

С земледелием на севере явные проблемы, новые поля распахивались с трудом (без подсеки), а где-то их вообще запрещали трогать, вплоть до конца 19 века. К концу 19 веку разрешили распашку полей "по билету", то есть фактически за арендную плату.

Со скотом, из-за болезней и хищников — тоже все очень сложно. Как следствие, недостаток или полное отсутствие молочных продуктов.

Охота хиреет. Одной рыбалкой не спасешься. Да и в любом случае человек не способен питаться только мясом и рыбой, он умрет или заболеет от недостатка питательных веществ. Обязательно нужна хоть какая-нибудь растительная пища. Одним мясом могут обходиться лишь коренные народы Арктики, но не Русского Севера.

И возможности заработать (чтобы купить тот же скот, или ружье и порох для охоты) у людей были далеко не всегда.

Могло спасать коробейничество, или торговля шкурами, добытыми в лесах, но не все ими могли заниматься. Женщины и старики — не могли. А если добытчик умрет, то как его семье выживать?

С развитием лесозаготовок у концу 19 века женщины тоже получили возможность зарабатывать.

-3

Могли валить лес, пилить его, вытаскивать багром сплавляемые бревна на берег. Платили за такой их труд, конечно, не много, но хоть что-то появилось, и то хорошо.

На сплаве
На сплаве

Так что в большинстве люди жили нище, на грани голода, а подчас даже не на грани. При этом Русский Север всегда считался достаточно зажиточным краем. Это что тогда происходило в центральных областях, и подумать страшно.