Найти тему
Стихия Высоцкого

Моя специальность - женщины

Осень 1979. Москва, ТнТ, в перерыве репетиции сп. «Преступление и наказание»,  фото – Александр Шпинев.
Осень 1979. Москва, ТнТ, в перерыве репетиции сп. «Преступление и наказание», фото – Александр Шпинев.

Владимир Высоцкий - советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений и сценариев, любезно сообщает нам Википедия. А между тем, единственная профессия, которая могла стоять в трудовой книжке Высоцкого - актёр драматического театра и кино. Именно эта специальность указана в его дипломе:

-2

И если о киноактёре Высоцком каждый из нас может составить собственное представление, благо, все фильмы с его участием есть в открытом доступе, то с Высоцким - актёром театра дело обстоит иначе. В силу ряда разных причин спектакли легендарного Театра на Таганке сохранились лишь в коротких фрагментах, снятых в основном зарубежными операторами. По ним очень сложно оценить степень актерского мастерства Владимира Семёновича. Ещё остались отзывы зрителей и коллег. Конечно, они очень субъективны. Но, за неимением лучшего, как говорится...

По словам актёра А. Васильева, Таганка жила так: "с десяти до трёх дня и с шести до одиннадцати вечера, а то и до двенадцати, если ночной спектакль. А, как правило, между тремя и шестью ещё что-то подрепетировали. И всё время варились там."

Владимир Высоцкий жил в этом же ритме, попутно успевая сниматься в кино, давать концерты по всей стране и сочинять, сочинять в любую свободную минуту. В Театре на Таганке актёр Высоцкий работал много. Роли были всякие: эпизодические и главные, удачные и не очень. И есть одна удивительная параллель: дебютной и последней ролью Высоцкого были роли в спектакле по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". В 1959 году - Порфирий Петрович на сцене Московского Дома учителя (а до того в экзаменационном этюде). И Свидригайлов на сцене Театра на Таганке в 1979.

Совсем недавно на канале был рассказ М. Добровольской о студенческой жизни и курсовых спектаклях, в том числе с участием Высоцкого: ССЫЛКА В том числе о первой встрече актера Высоцкого с творчеством Ф. Достоевского. Марина Добровольская, актриса ТнТ:

И вот, когда он <Синявский> увидел нас на сцене, ему очень понравился отрывок. И Белкин, кстати, тоже тогда говорил, что это потрясающе. Это сделал Виктор Сергачёв. И они вдвоем сидели и разговаривали с Ромой Вильданом. Рома был, значит, Раскольников, а Володя был Порфирий Петрович, следователь. И они сидели две сцены, две сцены длинного разговора глаза в глаза. (Изображает в лицах:) Один уходит так… Высоцкий – Порфирий Петрович – его все время выясняет, очень доброжелательно, с улыбочкой… То есть это было… это всех заворожило. Сидели все, и педагоги, и это слушали, вникали в это, это было потрясение.

Виктор Николаевич Сергачев, режиссер первого спектакля Владимира Высоцкого (беседу вели В. Тучин и Б. Акимов), вспоминал:

- Ну а как прошел экзамен?
Сразу оговорюсь: это был не просто экзамен по актерскому мастерству. Третий курс - решающий. Если на третьем курсе актер не состоялся, то дальнейшая судьба его очень сомнительна.
Отрывок этот имел серьезный успех. Во всяком случае, Павел Владимирович сказал про Высоцкого: "Ну вот, теперь я понял, что вы - актер". Белкин подошел к нам и сказал, что это - настоящий Достоевский, что он давно такого не видел.
Володе пятерку поставили. У Вильдана уже была пятерка на 2-и курсе, а у Высоцкого за 1-й и 2-й курсы по актерскому мастерству были четверки.
- А потом вы поставили в Доме учителя спектакль, в котором был занят Владимир Высоцкий...
- Не потом, работа шла параллельно со студийной.
- Поначалу роль Порфирия Петровича я отдал Табинскому, но у него постоянно не хватало времени. Это был уже пожилой человек, несомненно, одаренный, способный, очень культурный и глубокий. Но сил и времени ему не хватало. И вот однажды я попросил Володю: " У нас там, в доме учителя, не получается с Порфирием Петровичем. Если можешь - сыграй".

А. Якубовский, партнер по сцене в том же спектакле ( беседу вели В. Тучин и Б. Акимов):

- Он сразу обращал на себя внимание. Был как пружина в сжатом виде - в нем уже жили будущие актерские работы, песни... В работе выражалось через предельное участие во внутреннем мире героя, под - час без размышления о том, в чем персонаж прав, а в чем заблуждается. А это - важное исходное качество всякого искусства. В старом театре имели хождения понятия - актер - прокурор и актер - адвокат. Высоцкий выше этого. Так, в фильме "Место встречи изменить нельзя ", понимая всю уязвленность позиции своего героя, актер всецело отдает себя для реализации этого персонажа как неповторимого типа. Этим он, как актер, прежде всего и интересен и запоминается сразу и навсегда в каждой своей работе...
... Я думаю, что роль Порфирия Петровича была как бы "предначалом" Высоцкого.
Он запомнился в ней живостью, темпераментом, одаренностью, своим абсолютно личным участием в ситуациях и проблемах персонажа. Именно поэтому и есть основание говорить об этой ранней работе Высоцкого. Следует одновременно учесть, что художественное, творческое начало в самодеятельности реализуется в той самой мере, в какой возможно личное участие того или иного актера - любителя в своем персонаже. Все прочие критерии - производное от этого первого.
Высоцкий в этом спектакле предстал перед нами преданным и истинным любителем своей профессии. Он играл так, как только может играть человек, который всецело отдает себя делу.

Про любимовский спектакль и Свидригайлова в нем написано достаточно много. Любимов считал Свидригайлова лучшей ролью Высоцкого. В этом спектакле Свидригайлов показывался не в традиционном для советских театров ключе законченного негодяя, а трактовался ближе к образу, созданному Достоевским. Свидригайлов в аду уже при жизни, и этот ад он создал собственными руками.

1979, 12 февраля -.Москва. ТнТ. Спектакль "Преступление и наказание". Автор фото Александр Иосифович Стернин
1979, 12 февраля -.Москва. ТнТ. Спектакль "Преступление и наказание". Автор фото Александр Иосифович Стернин

Марина Полицеймако, актриса ТнТ (4.11.1991, из интервью В. Чичериной):

И запомнились из последних вещей его репетиции Свидригайлова. Замечательно. Мы с ним играли во многих спектаклях: в "Добром человеке...", в "Павших и живых", когда он играл Гитлера, а я ему озвучивала собаку за кулисами. Он всегда говорил: "Маш, пожалуйста, не надо фонограмму, полай вживую!". Ну, приходила, лаяла, каждый раз по-разному, когда он подзывал собак. Потом в "Вишнёвом саде". В "Преступлении..." у меня роль вообще безмолвная, но, тем не менее, я всё время на сцене была и наблюдала. Он замечательно играл. Причём, почему у него такое качество получалось - помните, Свидригайлов говорит: "Моя профессия - женщины"? Женщины - да. Володя это понимал. Он был настоящий мужчина. А на сцене нельзя только в одном притвориться: нельзя сыграть секс. Нельзя вот это сыграть. Помимо всего прочего, что надо в Свидригайлове, он был очень мужчина. Как будто Фёдор Михайлович написал специально для него.

От этого спектакля сохранилось лишь несколько минут:

Не ведал я: смиренье — только маска,
И маскарад закончится сейчас, —
Да, в этот раз я потерпел фиаско —
Надеюсь, это был последний раз.

1979 - Театр на Таганке, "Преступление и наказание", в роли Свидригайлова. © Фото Александра Стернина
1979 - Театр на Таганке, "Преступление и наказание", в роли Свидригайлова. © Фото Александра Стернина

Алла Демидова, актриса ("Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю", М., 1989, с. 129):

Володя играл Свидригайлова мягко, горько, убежденно. В сцене с Дуней — страстно. Почти во всех своих ролях Высоцкий всегда играл себя. Свою тему или, вернее, своего лирического героя. Только с годами этот лирический герой очень менялся. Он мужал и взрослел.

Он играл Свидригайлова положительным героем — во всяком случае, симпатии зрителей были на его стороне. Во втором акте спектакля Раскольников как бы вытеснялся со сцены. Главным героем становился Свидригайлов. Сцена обольщения Свидригайловым Дуни — огромная сцена. Свидригайлов здесь — жертва неразделенной любви. Сцена шла по нарастанию: от нежности до стихийного буйства, неистовства. В следующей сцене с Раскольниковым Свидригайлов холоден и равнодушен. Прозаический текст в этой роли Высоцкий говорил как поэт — чеканя каждую строчку, иногда выделяя смысловое слово, ставя перед ним цезуру.

«Моя специальность — ж е н щ и н ы»...
«Значит у дверей подслушивать нельзя,
А старушонок чем попало л у щ и т ь
Можно?!»
1979 - "Преступление и наказание".  Фото Виктора Баженова.
1979 - "Преступление и наказание". Фото Виктора Баженова.

Сам Владимир Семенович так описывал своего персонажа: "Этот человек уже оттуда, потусторонний такой господин. И даже у самого Достоевского написано в дневниках, что он должен выглядеть как привидение с того света, тем более что он все время ведет разговоры о привидениях. Taк что я знаю, как там, на том свете, в потустороннем мире, что там происходит. Поэтому у меня сейчас очень сильное потустороннее настроение весь этот период сдачи спектакля..." .

В.С. Дашкевич, композитор (26.10.2013, из беседы с М. Цыбульским):

Глубоких разговоров у нас было немного. Мне запомнилось, как однажды я пришёл к нему в гримёрную после спектакля "Преступление и наказание". Я сказал: "Володя, ты так играешь, что я боюсь, что ты просто помрёшь на сцене". Он усмехнулся и сказал: "Да нет, на этом спектакле не помру. Вот когда я Гамлета играю, то тут всяко может получиться..."

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков. C'est la vie.