Это четвертый материал из цикла статей о том, как из FIAT 124 рождались автомобили ВАЗ-2101. Прошлую часть, третью, можно посмотреть по ЭТОЙ ССЫЛКЕ , в ней же даны ссылки на две еще более ранние части статьи.
Текст: Николай Марков
Сегодняшняя часть будет посвящена самому первому прототипу универсала ВАЗ-2102, присланному из Италии в СССР весной 1967 года. Это довольно любопытный экземпляр по части комплектации: часть компонентов у него – еще как у серийных «Фиатов», часть – уже по советской спецификации.
Ручки – еще кнопочного типа, на колпаках в центре – выштамповки «FIAT» (видно при максимальном увеличении на скане с негатива), а вот поддомкратники – уже по советским требованиям: пара по краям порога.
А здесь видно бампер итальянского образца с маленькими клыками и табличку «FIAT 124» на багажной двери. Но в то же время снизу хорошо заметны наклонно установленные амортизаторы, уже вынесенные из пружин – то есть подвеска тут уже соответствует будущим вазовским машинам. Малозаметный нюанс – стык заднего крыла и задней стойки не прикрыт молдингом. Также нет П-образного молдинга в обрамлении верхней части проема багажника и нет горизонтального молдинга на самой багажной двери.
За открытым багажником можно заметить, что ответная часть замка багажника выглядит не так, как после у ВАЗ-2102. Немного отличаются и петли. Отсутствуют усилительные раскосы в нижних углах проема. Если кто-то видит что-то еще – отметьте в комментариях. Теперь посмотрим спереди:
Бампер с маленькими клыками, эмблема «FIAT». Отверстия в бампере под «кривой стартер» еще нет, то бишь радиатор в машине точно стоит еще обычный «фиатовский», и мотор, скорее всего, тоже. Почему «скорее всего» – у меня есть две серии фотоснимков с новыми «Фиатами» за весну 1967-го. Но на одних из них – вот этот универсал, а на других – только подкапотное пространство с разных сторон. Кузов и там, и там белый, и почти наверняка это одна и та же машина в обеих фотосессиях. Но о некоторых сомнениях все-таки предупреждаю. В общем, если машина действительно одна и та же, то вот ее моторный отсек:
Мотор нижневальный, но у меня пока нет понимания, серийный это 124А.000 объемом 1197 кубиков или опытный агрегат с увеличенным до 1438 кубов, который изначально готовили в расчете на продажу СССР. Очень хорошо видны особенности размещения трамблера и масляного фильтра (он крепится снизу, а не пристыкован к блоку сбоку, как у ВАЗ-2101). Карбюратор Weber – для СССР, с падающим потоком (на серийных FIAT 124 стоял горизонтальный). На правом брызговике заметен кронштейн под второй воздушный фильтр, который на эту машину не установили. А еще видно, что тут уже появился гидравлический привод сцепления с таким же отдельным бачком, как и в гидроприводе тормозов. Причем сами расширительные бачки еще «старого образца». Наконец, обратите внимание на электрический датчик в нижнем бачке радиатора: он блокировал муфту вентилятора при повышении температуры. Об этой муфте мы уже говорили в одной из прошлых частей статьи; на советские «Жигули» она так и не попала, поскольку требовала покупки отдельной дорогой лицензии у французов.
Еще один ракурс «подкапотки». Хорошо видно, что крышка «кастрюли» воздушного фильтра только издали похожа на «жигулевскую»: она крепится тремя пружинными защелками, а не тремя гайками. Патрубок «зимнего» забора теплого воздуха от выпускного коллектора тут отсутствует, да и впускной коллектор совсем другой. Еще одно важное отличие от серийных «Фиатов» того времени – тут уже появился современный генератор переменного тока. Теперь заглянем в салон:
С этого ракурса – из багажника со сложенным задним сиденьем – почти ничего непривычного: только надпись FIAT на руле. Теперь взгляд через переднюю дверь:
Про все отличия от будущих «Жигулей», которые можно тут разглядеть, уже говорилось в прошлых частях, но в этом ракурсе некоторые детали видны особенно хорошо. Всё внимание на следующие детали: сиденье раннего образца без регулировки наклона спинки, подсос, который все еще с левой стороны от рулевой колонки, замок зажигания. Ну и про специфический цвет панели приборов не забываем. Остальное, вроде бы, соответствует «Жигулям». Кстати, по комментариям к прошлым частям статьи делаю вывод, что некоторые читатели считают напольную педаль газа исключительно прерогативой «Фиатов» – мол, на ВАЗы сразу ставили подвесную. В общем, использую удобный случай, чтобы сакцентировать на этом внимание: на «Жигулях» первоначально, без малого шесть лет, педаль газа вот именно такой – напольной – и была. Ну и еще один ракурс через ту же переднюю дверь:
Обратили внимание, что тут нет вообще никаких ремней? Только заглушка на центральной стойке для верхней точки крепления. Ну, и еще здесь снова очень хорошо видно сиденье с нерегулируемой спинкой.
Ну и последняя пара кадров на сегодня – через заднюю дверь. Вверху вид на салон в пассажирском варианте…
… а внизу – в грузовом, со сложенным задним сиденьем и ровной площадкой для крупногабаритного багажа. На этом всё, а в продолжение темы ВОТ ЗДЕСЬ можно посмотреть вариант «русского» FIAT 124 образца середины 1967 года, уже с верхневальным мотором, но еще кучей мелких отличий от ВАЗ-2101.