В соответствии с тактико-техническими требованиями одноместные истребители с 1940 г. должны были иметь оборудования для установки 8 реактивных снарядов РС-82. Начальник 10-го управления ГУ ВВС КА бригинженер Бибиков в своем письме заместителю наркома авиапромышленности П. А. Воронину и главным конструкторам самолетов обосновывал эту задачу:
"В связи с применением истребителей типа МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1 по борьбе с бронетанковыми соединениями противника фронтом предъявлено требование усиления вооружения указанных истребителей путем установки на них РО-82. Прошу вас принять срочно меры к установке РО-82 на перечисленных выше типах самолетов, как на выпускаемых заводами, так и находящихся в строевых частях ВВС КА. О принятых вами по этому вопросу мерах прошу поставить меня в известность".
Руководство авиапрома отказывалось от РСов, поскольку в перечнях оборудования, которые указывались в приложении к договору на поставку самолетов в 1941 г. установки РО-82 отсутствовали.
К тому же как в конце июля 1941 г. указывал заместитель наркома авиапрома Дементьев при очередном запросе ВВС ВМФ сообщил, что установка РС и РБС (реактивных бронебойных снарядов) на Як-1 невозможна без переделки крыла. Заместитель начальника 7-го ГУ НКАП Залесский на требование установки РО-82, выдвинутое ВВС КА, ответил 29 августа 1941 г., что для этого нужно постановление правительства. Руководство НКАП даже инициировало разбирательство правомочности внедоговорных требований ВВС в Наркомате Госконтроля СССР.
На серийном Як-7 поставили РО-82 по три на каждой консоли крыла, командный прибор ЭСБР-3П - электросбрасыватель бомб и ракет, он монтировался на левом борту передней кабины с проводкой управления стрельбой. Работы начались в начале августа и завершились к 22-му числу, когда самолет передали в НИП АВ ВВС КА для полигонных испытаний. Из второй кабины можно было наблюдать за результатами применения снарядов и поведением самолета.
С 4 по 6 сентября 1941 г. выполнили 94 пуска РС-82, из них 70 в воздухе (30 с горизонтального полета и 40 с пикирования под углами 50 - 60 градусов).
Выяснилось, что опасения о том, что реактивная струя от снаряда повредит обшивку крыла оказались напрасными. В серии отказались от дюралевой обшивки элерона в месте установки РО-82.
Поскольку Як-7 был устойчив, рассеивание снарядов при стрельбе по наземной мишени было меньше в 1,5 раза как по дистанции, так и в боковом отношении по сравнению с ЛаГГ-3 и МиГ-3.
Поскольку завод № 301 эвакуировался, установку ракетных орудий организовали на серийных машинах новосибирского завода, начиная с первой серии для завода № 153 14-й. Подобным образом оборудовали 200 машин. С 19-й серии, которую начали выпускать в марте 1942 г., чтобы не ухудшать аэродинамику и летные качества самолета, установку РО-82 сняли.
Спасибо за прочтение.
Источник: Кузнецов С. Як-7 истребитель тотальной войны.