Этот урок включает элементы исследовательской работы с текстом. Проходит он очень интересно.
Для начала разобьем класс на группы. Всего 5 групп. Каждая группа имеет свое название и свою задачу. Группа "Математики" работает с числовыми данными в новелле, "Историки" изучают историю и связывают сюжет произведения с изученными фактами, "Аналитики" анализируют и сопоставляют факты, "Конструкторы" работают с композицией, "Философы" - размышляют над проблемным вопросом, а "Литературоведы" определяют жанр произведения.
Все роли и цели надо объяснить заранее. Группам раздаются карточки с заданиями, которые составлены в соответствии с поставленными перед командами задачами. На работу в группах отводится 15 - 20 минут урока (при условии, что текст новеллы ученики прочитали заранее), оставшееся время - обсуждение результатов работы.
Вот сами задания.
Группа «Математики»
1. Подсчитайте, сколько раз и в связи с чем в новелле упоминаются денежные суммы. Какое значение эти числа имеют в произведении? Сравните, сколько раз эти суммы употребляются в первой половине новеллы, а сколько – во второй. Почему?
Примечание для учителя: первая половина новеллы - поиски подарков и денег на них. Вторая - дарение подарков. В первой части денежные суммы упоминаются 13 раз, во второй - 2.
2. Внимательно прочитайте последний абзац новеллы. Какие однокоренные слова самые употребительные в этом абзаце? Подсчитайте количество слов с часто повторяющимися корнями. О чем это говорит?
Примечание для учителя: 8 раз употребляются слова с корнем -мудр-. Подчеркивается мудрость героев, которые во имя любви пожертвовали своими сокровищами.
Группа «Историки»
1. Кто такие волхвы?
2. Расскажите библейский сюжет, связанный с дарами волхвов.
3. Какие рождественские обычаи связаны с этой библейской легендой?
4. Почему новелла носит такое название?
Примечание для учителя: информацию по этим вопросам можно найти здесь.
Группа «Аналитики».
Проза жизни – это обыденность, повседневность.
Поэзия жизни – это очарование, обаяние.
Подумайте, какие события, чувства, предметы в жизни Деллы и Джима можно отнести к прозе, а какие – к поэзии жизни? Оформите ответ в виде таблицы.
Примечание для учителя:
Проза жизни: квартира, обстановка в ней; доходы, расходы; досада.
Поэзия жизни: Рождество, подарки, сокровища (волосы, часы), любовь.
Группа «Конструкторы»
Составьте краткий план новеллы, выделив основные события сюжета. Нанесите их на композиционную кривую.
Примечание для учителя: прочитать о том, как работать с композиционной кривой можно здесь.
Группа «Литературоведы»
Действие рассказа происходит под Рождество. Значит, жанр новеллы можно определить как «святочный (или рождественский) рассказ».
Н.С. Лесков писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера (накануне Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело».
Соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары волхвов»? Обоснуйте свою точку зрения.
Группа «Философы»
«А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга самыми величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими», - такие слова звучат в концовке новеллы.
В этих двух предложениях О. Генри называет своих героев то «глупыми детьми», то «мудрейшими». Какой приём использует писатель?
Кто же Делла и Джим – глупцы или мудрецы? Обоснуйте свою точку зрения.
Примечание для учителя: приём антитезы; герои - мудрецы.
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".