Найти тему
Взрослый школьник

Разбор: литературные термины, необходимые для егэ. Часть 1.

Оглавление

Сегодня поговорим о теоретико-литературных понятиях, которые понадобятся для решения тестовых заданий, а также для написания сочинения №17.

Тема - круг проблем, раскрывающихся в произведении.
Это может быть тема любви, предательства, патриотизма, дружбы и т.д.

Идея - то, зачем произведение написано.
Задавайте себе вопрос: "Для чего я это прочитал?"; "Чему я научился?".
Например: идея романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка" - понимание и осознание чести и достоинства.

Проблема - то, на чем автор акцентирует внимание. Это главный вопрос, на который автор пытается ответить.
Например: основной проблемой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" является конфликт между двумя поколениями.

Сюжет - последовательность событий в произведении.
Композиция - построение и последовательность частей произведения.

Многие путают эти два понятия, поэтому разберем на примере пазла:
Сюжетом в пазле будет являться само изображение на кусочках.
Композицией будет являться расположение этих пазлов в правильном порядке.
Литературный пример:
В романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" сюжетом являются военные события и жизнь людей во время войны с Наполеоном, а композицией - расположение глав произведения в определенном порядке, наличие 4 томов,разделенных на части.

Эпиграф - фраза в заголовке произведения или перед отдельными его разделами. Чаще всего в качестве эпиграфа берут пословицы и поговорки.
Эпиграф в романе А. С. Пушкина "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду".

Антитеза - противопоставление.
Обломов и Штольц в романе Гончарова "Обломов".

Стадии развития действия(этапы сюжета):

  • Экспозиция - знакомство читателя с местом, где происходит действие, временем и положением персонажей.
  • Завязка - событие, послужившее началом развития действия.
  • Кульминация - высшая точка, пик, конфликта. Событие, определяющее дальнейшее развитие действия.
  • Развязка - разрешение конфликта или указание на пути его решения.
  • Эпилог - повествование автора о дальнейшей судьбе героя.
стадии развития действия
стадии развития действия

Конфликт - противоречие, столкновение между персонажами, героем и обществом, характерами и т.д.
В произведении А. С. Пушкина "Медный всадник" происходит конфликт между властью и человеком.

Характер - совокупность психологических свойств, из которых складывается образ героя.

Тип - обобщенный образ человеческой индивидуальности.
Евгений Базаров является типом "нового человека"(И. С. Тургенев "Отцы и дети")
Илья Ильич Обломов является типом "лишнего человека".(И. А. Гончаров "Обломов")
Акакий Акакиевич является типом "маленького человека".(Н. В. Гоголь "Шинель").

Лирический герой - герой стихотворения.
Все чувства и эмоции, которыми пропитано стихотворение, принадлежать именно лирическому герою, а не автору.

Портрет - описание внешнего облика персонажа.

Пейзаж - описание природы, погодных явлений, а также городской местности.

Говорящие фамилии - фамилии, сообщающие о какой-то важной черте персонажа.
Например: Молчалин, Тугоуховский, Ноздрев и т.д.

Ремарка - авторское пояснение. Указание на жесты, мимику, поведение героя.
(он сказал, улыбаясь)

Речевая характеристика героя:

  • Диалог - разговор героев, обмен репликами, вопросами и т.д.
  • Монолог - речь одного героя, не требующая обратной связи. Иными словами: говорит один - остальные слушают. Зачастую, монологом является внутренний голос, то есть разговор с собой.
  • Полилог - разговор нескольких лиц.
    "Полилог" является синонимом к слову "диалог". Поэтому на ЕГЭ в тестовой части, мы используем термин "диалог".

Делать вторую часть разбора литературных терминов?