Найти тему
Православная Жизнь

Нужно ли читать Библию и молитвы через силу, когда на самом деле не хочется

Состояние знакомо каждому: берешь в руки Библию или молитвослов, чтобы исполнить молитвенное правило, а сил и желания нет. Понуждаешь себя, только сосредоточенности нет. В голове сумбур мыслей, отогнать их не получается. Молитва превращается в вычитывание. Молятся уста, а не сердце. Грешно ли так молиться, может лучше не молиться вовсе. Или Бог принимает и такую молитву с плавающими островами ненужных мыслей, когда только в отдельные моменты ум понимает, что произносят уста.

Молитва. Фото из открытого источника.
Молитва. Фото из открытого источника.

Нужно ли понуждать

Святитель Тихон Задонский сравнивает душу, которая не хочется к Богу прикасаться в молитве и через библейские строки с ленивой лошадью. Мужик стегает такую плетью, чтобы бежала.

А святой Иоанн Лествичник утешает: «непрестанно борись с парением твоих мыслей. И когда ум рассеялся, собирай его к себе. От новоначальных послушников Бог не ищет молитвы без парения».

Маленький ребенок не сразу умеет ходить. Только нет родителя, который будет ругать малыша, что у того подгибаются неокрепшие ножки. И Господь не будет.

Он Сам сказал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные...Ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 12-13).

Христос пришел в мир на страдания и Крест как раз ради таких, что не могут Богу молиться и каяться в грехах, не умеют прощать ошибки и любить ближнего. Для таких Господь и создал Церковь. Каждая притча напоминает о нашем духовном состоянии. Все Евангелие об этом: о слепом и расслабленном, о блудном сыне и нищих духом.

Молитва о мире. Фото из открытого источника.
Молитва о мире. Фото из открытого источника.

Почему не хочется

Грех меняет человека. Так иеромонах Василий Оптинский писал:

«Я дышу и это не доставляет мне труда. Это свойство человеческого существа. И молитва была свойством до падения. Теперь же молитва — труд, понуждение, как у больного человека затруднено дыхание».

Разве будет грехом попытка больного выздороветь. Только часто и выздороветь хочется, а сил нет – устал. Святые отцы разделяют две усталости:

  • Сладкую усталость, когда человек сегодня сделал для Неба все, что смог и на душе мир. Он уже всю душу отдал Богу и не может молиться, потому что весь день был молитвой.
  • И разрушающую и раздражительную. В душе растет ропот. Человеку кажется: окружающие бросили его, наедине с трудностями, на преодоление которых уходят все силы.
«Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: 33)

Вторая усталость показывает пустоту. Человек живет не для Неба. Внешнее забирает все силы, жизнь пролетает. Если мы не протягиваем к Богу молитвенную руку за помощью и мир готов побороть нас.

Можно ли бросить семью и уйти в монастырь? Является ли это душеспасительным поступком