Почему именно часовни, а не церкви так часто встречаются в Кенозерском национальном парке? Прежде всего давайте выясним, чем часовня отличается от церкви. В часовне, в отличие от церкви, нет алтаря и постоянного священнослужителя. Во время церковных праздников богослужения проводятся приезжающим из храма священником, в остальные дни часовни открыты для всех желающих.
Территория Кенозерья огромна, деревни находятся на большом расстоянии друг от друга, зачастую в труднодоступных местах. Береговая линия Кенозера невероятно длинная из-за его причудливой формы, берега изрезаны узкими заливами (лахтами). Дорога по берегу до храма, находящегося в центральной деревне, отнимает слишком много времени, а напрямик по озеру - не всегда позволяет погода. Отдалённость и труднодоступность храма для регулярных посещений, а также потребность в постоянных обращениях к Богу - вот в чем причина возведения часовен практически в каждой деревне. Поставить свечку, помолиться, помянуть усопшего, а в праздник отправиться на службу всей семьёй - всё это можно сделать в часовне, не отправляясь в долгий путь, не бросая надолго домашнее хозяйство.
Ставились часовни и вне деревень - у развилки дорог, у переправы через реку, то есть там, где нужно было принять решение, попросив совета у Бога. Некоторые часовни возникли на месте поклонных крестов - с целью оградить крест от непогоды над ним возводилась крыша, а потом и стены.
Именно так возникла самая маленькая часовня Кенозерья, она так и называется - часовня Крест. Эта крошечная придорожная часовенка может вместить только одного человека, стоящего на коленях. Во весь рост в ней не выпрямиться, а зайти в низенькую дверь можно лишь низко нагнувшись. Собственно, она и построена для одинокого путника, решившего помолиться и попросить помощи в дальней дороге. Дверь часовни закрыта на простую деревянную вертушку, чтобы не распахнул ветер.
Крышу часовни венчает маленькая маковка с крестом.
Внутри этой часовенки нет потолка из-за её маленькой высоты, а в деревянном полу образовались два углубления от колен молящихся. Как и во всех кенозерских часовнях, на стенах развешаны заветы - головные платки и полотенца, которые оставляют здесь молящиеся.
Я уже писала про часовню св. Николая Чудотворца в деревне Вершинино, ставшую визитной карточкой Кенозерья, вот здесь. В той же статье подробно написано, что такое заветы.
Ещё одна маленькая придорожная часовня находится неподалёку от деревни Филипповская:
Дверь закрыта просто на палку, зайти сюда может любой, проходящий по дороге. Внутри, как и во всех часовнях - иконы, заветы, свечи.
В таких придорожных часовнях, где нет смотрителя, очень важно не допустить пожара, поэтому для свечей установлен таз с песком. Оставлять зажжённые свечи здесь нельзя. Помолившись, свечу обязательно задувают.
Часовню Параскевы Пятницы, стоящую неподалёку от деревни Тырышкино, сфотографировать полностью очень трудно - вековые деревья священной рощи окружают её со всех сторон. Про священные рощи можно почитать вот в этой статье.
Кенозерцы почитают Параскеву Пятницу, как покровительницу женской работы (особенно зимней), брака и родов, целительницу от душевных и телесных болезней, заступницу женщин. Параскеву Пятницу особенно чтят женщины и обращаются к ней за помощью во всех трудных ситуациях. Недаром 27 октября, день Параскевы Пятницы, считается бабьим праздником.
Часовня состоит из двух срубов, крытых двускатной крышей, над которой возвышается восьмигранная колокольня с шатровым покрытием. Внутри часовни полностью сохранились "небеса" - потолок из деревянных щитов, расписанный на библейские сюжеты.
Дальше наш путь лежит в село Глазово. Добраться сюда зимой можно только на снегоходах.
Часовня Сошествия Святого Духа ХVIII века стоит в низине между двумя заливами - лахтами и двумя холмами, на которых когда-то располагалось несколько деревень, объединённых в одно село Глазово. Сейчас Глазово - нежилая деревня, посещаемая только работниками Кенозерского национального парка и туристами. Несколько сосен - это всё, что осталось от некогда большой священной рощи.
Строгие, лаконичные формы часовни хорошо вписываются в окружающий пейзаж. Благодаря остроконечной двускатной крыше с широкими полицами (крыльями) и высокой звоннице с шатровым покрытием, кажется, что часовня вся устремлена вверх, к небу, а высокие сосны ещё более подчёркивают это стремление. Внутри часовни - расписные небеса, восстановить которые удалось не полностью. Из шестнадцати элементов небес пять утрачены навсегда. На фото их хорошо видно - они просто окрашены голубой краской:
А теперь едем в деревню Рыжково, расположенную напротив деревни Глазово, на берегу Свиного озера. Дороги туда зимой нет, едем через озеро на снегоходах.
Деревня большая, главная улица растянулась вдоль берега. Жители занимались рыболовством, скотоводством, плетением корзин. Была здесь и своя кузница. Сейчас в Рыжково проживает несколько человек. Летом население деревни увеличивается за счёт "дачников".
На краю деревни стоит часовня 1801 года постройки, имеющая двойное посвящение - Введения Пресвятой Богородицы во храм и Рождества Иоанна Предтечи. Часовня скромная, её архитектура традиционна для часовен Кенозерья - небольшой сруб, крытый двускатной крышей, маковка с крестом и звонница с шатровым покрытием. В советское время часовня использовалась как зернохранилище, а складируемые
рядом с ней минеральные удобрения погубили деревья священной рощи.
Внутри часовни - яркие и нарядные отреставрированные небеса и сохранившаяся рама иконостаса.
Центральная панель небес, с Распятием - большего размера, чем остальные. возле неё - панели с сюжетами, соответствующими посвящению часовни. Слева - Введение Пресвятой Богородицы во храм, справа - Рождество Иоанна Предтечи. Центральный медальон, в отличие от других часовен - без росписи.
Наш снегоход ждёт нас, чтобы ехать дальше - в деревню Зехнова.
Но деревня Зехнова заслуживает того, чтобы написать о ней отдельную статью. Поэтому здесь я временно ставлю точку.
Подписывайтесь на канал, тогда в деревню Зехнова поедем вместе. ))