Исторические фильмы (не путать с приключенческими) времен СССР были хороши тем, что съемки их были делом ответственным (патриотическое воспитание молодежи и все такое). Поэтому когда их снимали (жаль, делали это нечасто), то обычно делали это с размахом и достаточно обстоятельно. А уж если за дело брались маститые режиссеры, то получались очень неплохие вещи.
Вот, например, дилогия «Юность Петра» и «В начале славных» дел, в основе которой лежит роман Алексей Толстого «Петр I». Режиссером ее был С.А. Герасимов, орденоносец и лауреат многочисленных премий. Фильмы получились масштабными. Снимали их совместно студия имени Горького и ДЭФА, что дало определенную достоверность. Все-таки немцев играли немцы, да и некоторые сцены снимали в Германии.
Экранизирован не весь роман А. Н. Толстого. В книге события заканчиваются в 1704 году, в фильме – в 1699-м. Тем не менее, основной замысел писателя, несомненно, был на экран перенесен. Герасимов показал становление царя-реформатора. Мы видим, как, из каких мелочей складывается личность Петра, какие люди становятся его соратниками, какие - врагами, какие события повлияли на склад его характера.
Фильм очень густо населен. С одной стороны это его родственники и соотечественники: царица мать Наталья Кирилловна, царевна Софья, князь Голицин, представители старого уходящего мира. Да, Голицин иногда надевает европейское платье, но только для своих. Открыто признать отсталость своей страны он не может. Наталья Кирилловна искренне любит сына, но не понимает. Ну, а Софья и вовсе не скрывает своей враждебности. Вот она, уходящая Россия: от непонимания до ненависти.
Этому миру противопоставлены 2 группы героев: иностранцы (Франц Лефорт, Анна Монс), одни из которых искренне стараются помочь Петру Алексеевичу, другие только его используют, и представители народа: Иван Бровкин, его дочь Александра, его сын Алексей. И именно эти простые люди поддержат царя в его начинаниях. Иван станет купцом и армейским поставщиком, Александра вполне войдет в роль просвещенной европейской дамы, Алексей сделает военную карьеру, Александр Меншиков будет верным другом и соратником царя. И, кстати, вот такие нюансы – признак советского кинематографа. Прогрессивные герои в нем всегда опираются на народ.
Для каждого героя находит Герасимов свой образ. В кинематографе не принято репетировать сцены с актерами, слишком мало времени отведено на съемочный процесс. Но этот режиссер проигрывал с актерами сцену за сценой, пока не убеждался, что его поняли.
Дилогия вышла неплохой, хотя немного скучноватой, излишне академичной. Вот «Россия молодая», рассказывающая об этом же периоде, этим пороком не страдает. Зритель живо сочувствует Афанасию Крыкову, гордится Иваном Рябовым, следит за судьбой Сильвестра Иевлева, оплакивает Якоба. Эти герои получились живыми, близкими нам людьми. А в фильмах Герасимова действующие лица нередко показаны очень отстраненно. Исторические персонажи, а не живые люди. Но, вероятно, дел в том, что Герасимов снимал историческую фреску. А в этом жанре с эмпатией как-то не очень.
Очень хороши актерские работы. Это и Дмитрий Золотухин в роли упрямого и целеустремленного царя Петра, и Николай Еременко, чьим персонажем стал хитрый, умный, храбрый Александр Меншиков, хитрый, умный. И Наталья Бондарчук, сыгравшая царевну Софью, которой душно в царском тереме, которой хочется воли и власти. И Любовь Полехина, у которй, наверное,была одна их самых сложных задач: показать, какой путь прошла ее героиня от крестьянки Саньки Бровкиной до боярыни Александры Ивановны Волковой.
Минусы. Как сказал Д. Золотухин, «У Герасимова все играли свои, и в этом была главная специфика.» Поэтому на роль царицы Натальи Кирилловны Герасимов взял свою жену Т. Макарову. Вот только героине было от 30 до 43 лет, а актрисе, сыгравшей ее – 72. И это очень видно.
Афиши с сайта https://www.kinopoisk.ru/ , остальные картинки – скриншоты.