Вся литература прошлого – это рассказы благородных господ о благородных господах. Само собой разумеется, у них были слуги. Причём это было настолько естественно, что слуги часто упоминаются в романах как некий безликий и безголосый фон. В 90% случаев у них нет имён, нет личностей.
В оставшихся 10% слуг – полноценные персонажи, правда их неравенство с главными героями показано со всей очевидностью и безо всякого возмущения (хотя бы удивления) таким положением вещей. У слуг есть биография, личность, характер, суждения, при этом они отлично знают своё место.
Во всех 100% у слуг нет своей жизни, они в полностью подчинённом и зависимом положении, но зачастую они этим довольны: они гордятся служить таким благородным господам!
Самая запоминающаяся служанка – Мэмми, или Мамушка. В романе Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» это рабыня-нянька Скарлетт О’Хара и её сестёр. Вообще-то сначала она нянчила их мать – Эллен Робиллард, – помогла той пережить сперва любовную драму, случившуюся ещё до знакомства с Джеральдом О’Хара, затем – переезд на плантацию и превращение в «степенную матрону». Мамушка вскормила грудью и Эллен, и трёх её дочерей, включая Скарлетт. Она не бросила семью О’Хара после того, как в ходе Гражданской войны почти все рабы сбежали с плантации. Она затем нянчила и детей Скарлетт. Она воплощение заботы и преданности. Даже мать не понимала Скарлетт так, как проницательная Мамушка. И когда героине было совсем тяжело, она с тоской вспоминала объятья своей огромной темнокожей няньки, способные утолить любую горечь и боль.
Вот ещё преданные слуги: у чудаковатого Дона Кихота (Мигель Сервантес) был слуга и оруженосец Санчо Панса; у графа Монте-Кристо (Александр Дюма) – верный Бертуччо, который деятельно участвовал в схемах графа; у Филеаса Фогга (Жюль Верн) – Паспарту, который вместе с героем совершил путешествие «Вокруг света за 80 дней»; у Дон-Жуана (Мольер) – Сганарель, красноречивый критик хозяина, но всё-таки преданный слуга; а историю хозяев «Грозового перевала» (Эмили Бронте) мы узнаём из уст верной служанки миссис Дин.
А эти сотни дворецких и экономок из английских детективов!.. «Овсянка, сэр!», «Сию минуту, мэм!»
А что в русской литературе? Денщики и горничные, «дядьки» и няньки.
Пушкин, «Капитанская дочка»:
С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.
Далее по тексту Савельич опекает своего барчука, как родного. Правда, становится косвенным виновником ранения Гринёва на дуэли со Швабриным: Петр услышал крик слуги, требовавшего остановить дуэль, и отвлёкся от поединка, чем Швабрин и воспользовался.
Н.В. Гоголь, «Ревизор», описание слуги Хлестакова:
Осип – слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьёзно, смотрит несколько вниз, резонёр и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его — серый или синий поношенный сюртук.
Ни убавить, ни прибавить.
И.А. Гончаров, «Обломов»:
Пробило половина десятого, Илья Ильич встрепенулся.
— Что ж это я в самом деле? — сказал он вслух с досадой. — Надо совесть знать: пора за дело! Дай только волю себе, так и...
— Захар! — закричал он.
В комнате, которая отделялась только небольшим коридором от кабинета Ильи Ильича, послышалось сначала точно ворчанье цепной собаки, потом стук спрыгнувших откуда-то ног. Это Захар спрыгнул с лежанки, на которой обыкновенно проводил время, сидя погружённый в дремоту.
В комнату вошёл пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, <…> с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды.
Захар был самым что ни есть подходящим слугой, чтобы хозяин «катился по наклонной». С ленцой, тоской по старым, строгим временам, с непрошибаемым спокойствием… Идеальный спутник для Обломова, полностью разделявший «обломовщину».
Чаще в литературных произведениях личность слуги «размыта», полностью подчинена хозяину. И даже самый добрый, самый славный герой любимой нами книги, по большому счёту, плевать хотел на своего слугу.
Самый яркий пример в этом отношении, по-моему, слуги Д’Артаньяна и трёх мушкетёров. Вы помните, у молодого гасконца был Планше, у Атоса – Гримо, у Портоса – Мушкетон, у Арамиса – Базен. Все преданные и по характеру идеально подходящие каждому из героев. В романе Дюма они неотступно следуют за своими хозяевами, разделяют их походный образ жизни и приключения, но роль их совершенно вторична. Слуги имеют множество обязанностей (помимо всего прочего, ещё и хранить тайны господ) и почти никаких прав. Да, показано, что четверо героев хорошо относятся к своим слугам, но до уровня друзей их не возвышают.
Я, разумеется, понимаю, что в романе и так целых четыре главных героя и делать из их слуг равнозначных героев никто не собирался. Я только хочу отметить, что вторичность, надёжность и растворение в личностях хозяев – это было нормой. Писатели, может, и не хотели ничего такого сказать, однако просто составляя сюжеты, они показывали, как устроено общество.
Людей-слуг было великое множество, и они были рядом всегда – в здравии и особенно в болезни, в радости и горе. Но с их мнением никто не считался, даже если оно у них было. С их чувствами никто не считался, а они-то у них точно были. Герой / героиня скорее спросила бы совета кого угодно, принадлежащего своему кругу, чем обслуги. Сословное общество, деление людей на первый, второй, третий сорт... Врождённое неравенство.
Это ещё одна уродливая сторона социальной жизни, которую мы видим, читая художественные произведения. О другой – женском неравноправии – я писала в статье «В чём счастье, сестра?» Радует, что человечество за ХХ век далеко шагнуло от этих реалий, унижающих человеческое достоинство. Огорчает, что в XXI веке по всему миру существует экономическое неравенство, что ведёт к новым формам унижения.
Читайте также о преступном мире Британии: С кем имел дело Шерлок Холмс?
Поддержать меня - способ прост: Лайк, подписка и репост! :)