Вот и всё. Велосипед в багажном купе, я в своём, смотрю в окно и слушаю стук колёс. Путешествие окончено.
Путевые заметки с иллюстрациями и историческими справками.
Я сидел в вагоне и глядел на убегающие фонари. Утром поезд выехал из тумана прямо на Крымский мост, и я попрощался с Крымом и на свежую голову смог немного подвести итоги этого путешествия.
Как обычно, я предполагал, а Бог располагал. Не всё и не всегда складывалось так гладко, как хотелось бы, но приобретён просто бесценный опыт. И в трассировке маршрута, и в технике прохождения, и в продолжительности и сменяемости времени хода и стоянок.
За одно только путешествие даже не через полстраны, а дай Бог только через четверть, я проехал города Зеленодольск, Буинск, Ульяновск, Сызрань, Хвалынск, Вольск, Шиханы, Саратов, Красноармейск, Петров Вал, Волгоград, Морозовск, Белую Калитву, Шахты, Новочеркасск, Ростов, Батайск, Брюховецкую, Ленинградскую, Тимашёвск, Краснодар, Крымск, Новороссийск, Геленджик, Анапу, Темрюк, Тамань, Керчь, Щёлкино, Феодосию, Судак, Алушту, Ялту, Бахчисарай, Севастополь, Симферополь, Евпаторию. Всего 37 городов.
Тридцать семь городов, во многих из которых я по-настоящему (проездом на поезде не в счёт) побывал впервые. Увидел знаковые для истории нашей страны места, посмотрел на местные городские достопримечательности и узнал истории и легенды мест, которые проезжал. О некоторых даже попытался рассказать.
Путешествие условно можно разделить на несколько частей. Первая часть - это участок от Казани до Волгограда. Это большой участок длиной 1446 км, который закончился переходом "Волгоград - Ростов" на поезде. Его, в свою очередь, тоже можно разделить на более мелкие участки.
Первый отрезок первой части - это бросок на Ульяновск. Его девиз: оптимизм и карма. До сих пор помню, как здорово мне катилось в первые дни, и как меня моментально накрыло кармой за то, что чертыхнулся на молельный дом.
Второй отрезок первой части - это участок между Ульяновском и Сызранью, яркой точкой которого стала сама Сызрань. Его девиз: пейзаж, горы и модерн. Рельеф стал более выраженным, лесов поубавилось, а Сызрань просто влюбила в себя красотой своих домов.
Третий отрезок первой части - это участок между Сызранью и Саратовым. Его девиз: человечность и доброта. Тут я хлебнул уже настоящих гор, особенно в районе Хвалынска. О Хвалынске и Вольске я много читал и много ждал, но меня постигло разочарование - города пустые. Зато люди тут хорошие. Приключения в шиханском лесу ещё долго будут мне сниться. Точкой этого отрезка стало спасение моей тушки МЧСниками и эвакуация мимо дождя на электричке в Саратов.
Четвёртый отрезок - это Саратов. Его девиз: влюбиться в Саратов. Это просто симфония, которую сочинили архитекторы дореволюционного Саратова и природа. Это удивительно красивый и душевный город на Волге, который я очень рекомендую всем посетить.
Пятый отрезок - это бывшие немецкие колонии от Саратова до Волгограда. Девиз отрезка: домой хочу. По дороге такой депрессией накрыло, что мама не горюй. Спасла жена. Просто словами и голосом. Точками отрезка стали Старая Сарепта и Мамаев Курган. Потрясающая архитектура в Саратовской глуши, и просто придавившая своей тяжестью история Сталинградской битвы. Потом я эвакуировался мимо дикой жары на поезде в Ростов.
Ростов открыл вторую большую часть моего путешествия, которая окончилась четырьмя ночами аргентинского танго в Геленджике. Эту часть тоже можно поделить на несколько отрезков.
Первый отрезок - это собственно переход из Ростова в Краснодар, который открылся прогулкой по Ростову, который меня не зацепил, и закончился прогулкой по Краснодару, который меня разочаровал. По дороге случилась эпичная днёвка в Свободном. Девиз отрезка: я не боюсь! (шакалов, имеется ввиду)
Второй отрезок - буквально героический марш-бросок на Геленджик из Краснодара и второй день, на который я проследовал Новороссийск, который меня разочаровал ещё больше Краснодара, и прибыл в Геленджик. На пять дней я стал обычным отдыхающим: море, пляж, прогулки по городу и танго. Девиз отрезка: даёшь сотню по горам за день!
Третья часть пути началась в Геленджике и закончилась в Куйбышево. И тоже сложилась по отрезкам, первым из которых стал эпичный нерасчёт по дороге в Анапу, в результате которого путь увеличился на 30 км. Девиз отрезка: элементарно, Ватсон.
Второй отрезок - это путешествие из Анапы до Керчи через Темрюк, Тамань и Крымский мост. Девиз отрезка: поймать волну. Это был самый лёгкий, несмотря на адов встречный ветер в первый день и постоянные проколы, участок всего пути. Яркой точкой отрезка стал третий визит в Керчь, в ходе которого я распробовал историю города.
Третий отрезок - это переход от Керчи до Судака через побережье Азова с визитам на руины АЭС. Девиз: распи*дяйство и уметь сказать нет. Как можно было довести до такого состояния сооружение ценой в миллионы долларов? В Феодосии задерживаться не стал, остался на днёвку в Судаке, в котором сходил на катере на Царский пляж и заболел. Не хотел же нырять с маской, но не сумел отказаться...
Четвёртый отрезок запомнился чудовищным серпантином между Судаком и Рыбачьим и тем, что я простыл. Ехать дальше не было сил, я поднялся на такси на Ай Петри и оттуда скатился в Куйбышево, где и закончилась эта часть путешествия. Девиз отрезка: докатился.
Четвёртая часть - это Крым после выздоровления. Бахчисарай, Севастополь, Симферополь и Евпатория.
Первым отрезком можно считать переход в Бахчисарай и визит в Севастополь. Девиз: очарование и разочарование. Насколько очаровал в этот раз Севастополь, настолько же разочаровал Бахчисарай.
Вторым отрезком считаю переход в Симферополь и городской квест, который станет девизом отрезка. Поиск городских скульптурок пчёлок сделал мой день, Симферополю определённо есть, что предложить туристу.
Ну и третьим отрезком стал визит в Евпаторию и вдумчивое изучение двух тем: евпаторийского модерна и евпаторийского трамвая. Никаких девизов, я просто люблю Евпаторию, это самый красивый город в Крыму.
За всё путешествие я проехал на велосипеде, поездах, трамваях, троллейбусах, автобусах и такси, а также прошёл пешком и на теплоходах разного калибра и типа 3 869 километров. Из них 2 567 км (или 66,3%) было пройдено на велосипеде; 13 км (0,3%) по воде на кораблях; 121 км (3,1%) пешком; 51 км (1,3%) на трамваях (я даже помню марки - Татра Т3СУ, КТМ-19 (71-619), Татра КТ4СУ, Гота); 998 км по железной дороге на электропоездах ЭД9М и поезде дальнего следования; 119 км на автобусах, троллейбусах и такси.
Сколько я пересёк рек, я даже считать не буду. Там даже на тех, у которых есть названия, со счёту собьёшься, а если считать все водотоки, то ... В отчётах за каждый день они есть, можете посчитать сами =)
Это была мечта - доехать на велосипеде в Крым. Не всё получилось так, как о том мечталось, но многие пункты я выполнил. Это был бесценный опыт и отличная тренировка перед очень серьёзным походом на Дальний Восток. Цель следующего путешествия столица Приморья, а планируемые даты с 1 апреля по 1 октября 2022 года.
Очень надеюсь, что смогу сделать сбывшейся и эту мечту, и одолеть и эту дорогу. Дорогу ведь осилит идущий.
Ложечка позвякивает, за окном в обратном порядке за два дня отматывается путь, на который я потратил два месяца, и поздней октябрьской ночью я на перроне вокзала Казань-2. Ещё семь финальных километров, и вот она, дверь моего дома. Вот они, родные и любимые руки, глаза и голос. Здравствуй, жена, я вернулся.
Из Казани в Крым на велосипеде: День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар Ульяновска | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей | День 13: Трасса, дождь и электричка | День 14: Влюбиться в Саратов | День 15: Саратов - лучший город Земли | День 16: Укатали Сивку саратовские горки | День 17: Дорожная депрессия | День 18: Как же так? | День 19: Петравал | День 20: Добро пожаловать в Волгоград | День 21. Часть 1. Надолговон | День 21. Часть 2. Старая Сарепта | День 21. Часть 3. Волгоградский метротрам | День 22. Часть 4. Спрятавшиеся улицы Царицына | День 22. Часть 5. Хочу чтобы не было войны | День 23. Степь | День 24: Ростов-папа | День 25: Навигатор не подвёл! | День 26: Пора на урок | День 27: И снова галочка "грунтовые дороги" | День 28: Шакалы, вилы и борщик с пампушками | День 29: Непредвиденный Краснодар | День 30: Краснодар город контрастов | День 32: Старыми добрыми тропами | День 33: Селям Алейкум, Къара Дениз | День 34: Город белой невесты | День 36: Что бывает, если отключаешь голову | День 37: Анапец | День 38: Междуморье | День 39: Тамань | День 40: Крымский мост | День 41: Кресло Митридата | День 42: Здесь ветер, пыль и зной | День 43: Крымская АЭС, или сказ о закопанных деньгах | День 44: Три перевала | День 45: Уметь сказать нет | День 46: Приехали | День 47: Гештальт закрыл, да здравствует гештальт! | День 48: Топонимика ещё в депортации? | День 49: Бахчисарай | День 50: Севастополь | День 51: Таврида | День 52: Симферопольские пчёлки | День 53: На Евпаторию! | День 54: Осторожно, модерн! | День 55: Евпаторийский трамвай