Найти тему
Катехизис и Катарсис

Ведет ли авиакатастрофа к неминуемой смерти?

И почему люди не летают как птицы…

Эпиграф здесь не случаен. Именно этот вопрос заставлял человека смотреть в небо и мечтать о полете вместе с небесными странниками. Идея о том, чтобы перемещаться в воздушном океане, будоражила многих. И хотя первенство полета приписывают братьям Райт, но первые чертежи летательного аппарата принадлежат еще Леонардо да Винчи. При этом он представил как и планер, так и прообраз вертолета. Похвально, но насчет летательных способностей первого долгое время сомневались, пока не закрыли сей вопрос тестированием этой модели (летает, но плохо), а насчет второго – в чертежах было несколько ошибок, что делало конструкцию лишь прообразом. С тех пор это, естественно, развилось в значительной мере. Самолеты, планеры, дирижабли, вертолеты, воздушные шары – ну не хотел человек на земле сидеть.

И все с летательными аппаратами хорошо, вот только есть у них один существенный недостаток – они иногда возвращаются на землю не там, где от них ожидали. Или вообще исчезают где-то по пути. Несмотря на прогресс, данное явление имеет место быть и сейчас. А если катастрофа произойдет над морем, вдали от берегов, шансы что-то найти уменьшаются еще значительнее. Не так давно несколько лайнеров бесследно исчезли, что лишь подтверждает прошлое утверждение. Исходя из того, что такое бывает, люди боятся самолетов, многие пренебрегают ими и пользуются поездами (это касается не только восточных диктаторов, нет). Их, конечно, пробуют переубеждать, но, как правило, это бесполезно – сам имею знакомых со страхами подобного рода. Типичный диалог сопровождается приведением количества катастроф на разного вида транспорте, но к статистике люди обычно глухи, аргументируя это тем, что она хороша на земле, а не когда устремляешься в воздух и особенно если тебе предстоит сверзиться оттуда.

Некоторые также острили на тему того, что статистика – вещь весьма скользкая и вспоминали анекдот про математика, который так боялся взрыва на борту, что сам прихватил с собой устройство такого рода, чтобы снизить вероятность события. А если напор был особенно силён – крыли аргументы, как им казалось, козырной картой. Мол, если катастрофа на земле, то шанс спастись еще есть. В воздухе – вам гарантированно кранты, ибо человек хрупок, и падение подобно ангелу небесному, даже с довольно небольшой высоты, гарантированно отправляет человека обратно на небеса, правда, уже в другом качестве. А вот тут самое удивительное – падение с высоты, даже типичной для самолетов, не всегда ведет к смерти, что доказано теми немногими счастливчиками, которые пережили сие событие. В этом случае любая статистика отходит на второй план, ведь вероятность такого исхода сравнима, например, с тем, что вы, скажем, копнув на Красной площади, найдете клад. Но и такое случается.

Вот мой самый любимый случай: падение с 10+ километров.

Сербка с чудесным именем Весна Вулович не ожидала, что окажется на такой высоте без своего самолета DC-9, на котором она была стюардессой, но это случилось. Самое поганое в такой ситуации то, что при разгерметизации на такой высоте практически сразу можно потерять сознание из-за нехватки воздуха. Да, на этот случай есть маски, но их надо еще надеть. А сделать это довольно сложно, если борт буквально разваливается на части. В этом случае произошло именно такое событие. Стюардессе повезло, когда она пришла в себя на низкой высоте, где уже можно дышать (примерно 6 км), то обнаружила, что ее зажало между креслами, тележкой буфета и… телом коллеги. Такое соседство было неприятным, но помогло ей выжить при падении. Оно пришлось на горный склон, по которому она еще какое-то время скользила. Травмы были серьезными, но не смертельными. Этот случай помог Джиму Хамильтону составить памятку поведения на борту, точнее, за ним. Она также учитывает еще 43 случая чудесного спасения, о которых получилось собрать достоверные сведения. То есть шанс выжить есть даже в этом случае, если монетка вашей судьбы упадет на ребро.

Выжить этой стюардессе помогло следующее - во-первых, удачное стечение обстоятельств. Ее зажало в защитный "кокон" из сиденья, тележки и тела пассажира. По сути, это уберегло ее от того, чтобы разбиться в лепешку. Если бы она упала вдали от мест обитания человека, то ее ждала бы смерть от переохлаждения, даже если бы при падении она выжила. Но местные жители оказались на месте даже раньше спасателей, бывший солдат вермахта смог определить, что у нее сломан позвоночник, и вызвал подмогу, не перемещая ее тело самостоятельно. Она даже смогла восстановиться, но это заняло у нее 4,5 года.

Крепости характера Весны можно позавидовать: она хотела обратно в небо, но ей не разрешили и дали должность в офисе. Свою известность она использовала для критики Слободана Милошевича и активно участвовала в событиях, которые привели к его отставке. Она умерла в 2016 году, в возрасте 67

Автор - Дмитрий Мельничук