Найти тему
МИР (Море История Россия)

Румыны против партизан Часть 2

Румынский  отчет по  борьбе с партизанами.
Румынский отчет по борьбе с партизанами.

Если сначала противник действовал наскоком, захватив многие базы, то после этого, он начал целенаправленно собирать сведения. Собирала их Айнзац-группа. Донесения местных жителей о партизанах даны с указанием фамилий, а, иногда даже адресов. В основном, это жители Симферополя и прилегающих деревень, причем, некоторые фамилии совпадают с фамилиями людей, оставленных НКВД на подпольную работу. Скорее всего, противник раскрыл агентурную сеть, т.к. из 40 явок 36 оказались провалены. Первое донесение «штаба Ризена» датировано 23-м ноября.

24 ноября румынская 8-я кавалерийская бригада (2-й кавалерийский полк) провела рейд против д. Орталан, захвачен склад продовольствия и вооружения. На обратном пути, перед д. Карасу захвачено 14 пленных.

Советские источники описывают события так: «Используя предателей-татар, бежавших из отряда, фашисты после неоднократных артиллерийских обстрелов начали наступление на партизанский лагерь. Они стремились захватить продовольственные базы. 26 ноября, когда боевые группы ушли на операцию, сводный немецко-румынский отряд карателей в 300 человек начал наступление на лагерь».

26 ноября немецкий 46-й противотанковый дивизион при поддержке 1-й горной бригады провел операцию против партизан севернее Алушты. По немецким данным, в результате операции уничтожен еще один лагерь Алуштинского отряда с базами продовольствия. Противник пишет о том, что захвачено 30 пленных, 30 партизан убито[1] . Противник о татарах ничего не пишет, а, указывает, что расположение отряда было указано айнзац-группой. Неприятная деталь: в советской литературе, из числа погибших партизан выброшено имя районного прокурора г. Алушта Аджинилязова.

27 ноября 1941 года в Крым прибыла 4-я румынская горнострелковая бригада (командующий – бригадный генерал Г.Манолиу), это подразделение в декабре 1941 года играло важнейшую роль в операциях против партизан. От 8-й румынской кавбригады (командир – К.Теодорини) поступило донесение, что операция против партизан в районе Салы результата не принесла. По погодным условиям (сильный снегопад, температура минус 6 градусов) активные действия против партизан были приостановлены.

Донесения частей 11-й армии DVK8  это румынский корпус. Штаб Штефануса в представлении не нуждается
Донесения частей 11-й армии DVK8 это румынский корпус. Штаб Штефануса в представлении не нуждается

29 ноября вышел «Армейский приказ по организации и ведению борьбы с партизанами», в котором, в частности, указывалось:

«Уничтожение выявленных многочисленных партизанских групп. Во избежание дальнейшего образования банд и обеспечения охраны путей снабжения должно быть соблюдено важнейшее условие: окончательная зачистка и занятие Крыма. Эта задача возлагается на все войска 11-й армии особенно на резервные части и части снабжения…»[2] .

Приказ предусматривал создание специального координационного штаба по борьбе с партизанами: «штаба майора Штефануса», подчиненного командованию армии напрямую (а, не через Абвер), с его размещением в Симферополе. При этом «штаб майора Ризена», продолжал свое существование. Данные о партизанах должны были направляться в оба штаба.

Приказ предусматривал отбор военнослужащих владеющих русским языком для штаба. Одновременно с приказом, Э. фон Манштейн направил памятную записку о работе с местным населением в ставку Гитлера.

Он жаловался на недостаточность агитационного материала. Одновременно рассматривался вопрос об использовании реквизированного у партизан продовольствия для привлечения местного населения на свою сторону[3] . Именно этот документ, стал первым, базовым документом, по разделению населения Крыма по национальному признаку.

После выхода «Приказа Рейхенау» (6-го декабря 1941 года) к этническим чисткам начали привлекаться немецкие и румынские войска, они же были задействованы в насильственном «переселении» крымчан. Армейские фильтрационные лагеря «Дулаги» начали использоваться для содержания гражданского населения (до строительства специальных лагерей). Наступил «черный декабрь». 5-го декабря вышла инструкция, которая содержала следующие положения:

«1.) Борьба против партизан заключается в уничтожении их лагерей с продовольствием и боезапасом и уничтожении их укрытий. В этих случаях партизаны будут вынуждены получать помощь в населенных пунктах, зачастую применяя силу. Население вынуждено будет обороняться, в том числе и с помощью немецких войск, находящихся в этих районах. В населенных пунктах, далеко расположенных от немецких войск, нужно организовывать самооборону.

2.) В получении данных о партизанах, их выслеживании и уничтожении в горах представляются ценными услуги отдельных татар и мусульман[4] . Из этих групп населения нужно будет выделять людей выражающих желание к сотрудничеству, особенно к активной обороне против вымогательства продовольствия со стороны партизан».

Дальнейшие события в Крыму были предопределены именно этим документом. Противник наметил тактику борьбы с партизанами, и эта тактика оказалась успешной. Работа по вовлечению населения (и, прежде всего татар) в борьбу против партизан была ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ.

И.Г.Генов в своих воспоминаниях указывал: «Староста Бондаренко сообщил, что недавно в совхозе "Марьяно" состоялось совещание старост и полицейских подлесных деревень, были также приглашены бывшие работники ближайших лесничеств. Оккупанты решили привлечь на свою сторону и использовать для борьбы с партизанами охотников, лесников, чабанов и других знающих лес людей. Фашистский генерал убеждал, что не пройдет и двух недель, как они уничтожат партизан. "Кто нам будет помогать, получит награду, — посулил генерал, — а кто будет помогать партизанам, тот будет публично расстрелян и все его имущество конфисковано в пользу тех, кто нам помогает"»[5] . Датировка этой записи – середина декабря.

В приказе по организации борьбы с партизанами, от 5 декабря 1941 г., указывалось:«В настоящее время действуют:

а) штаб для борьбы с партизанами (майор Штефанус). Задача: получение разведданных и предложений о дальнейших действиях;

б) румынский горно-стрелковый корпус с 6-й кавбригадой (без мотокавполка) и 4-я горнострелковая бригада;

в) противотанковые дивизионы: 24-й, 52-й и 240-й;

г) в полосе ХХХ армейского корпуса: румынский кавполк и части 1-й горнострелковой бригады;

д) в районе Керчи: сапёрный батальон и части пехотных полков 46-й дивизии;

е) заставы и команды прикрытия на дорогах и в горах» [6] .

Следующая крупная операция против партизан состоялась перед немецким наступлением, в начале декабря. До этого противник вел только разведку боем. Румыны захватили два склада продовольствия, немцы – один.

5 декабря была предпринята вылазка в Бешуй, силами:

-2 румынских горных рот,

-одной роты и двух взводов роты 24-го противотанкового дивизиона,

-2-х взводов 32-го пехотного полка (24-я пд),

-велосипедного эскадрона 24-го развдбата,

-взвода 501-го батальона ПВО

Операция успеха не имела, но, захвачена партизанская отара овец (300 голов).

6-го декабря 1941 года 4-й горной бригаде румын на следующий день поставлена задача провести атаку базы партизан в районе Биюк Янкой-Суат (села южнее трассы Алушта-Симферополь, район совр. с. Мраморное) [7] . В операции были задействованы: 19-й горный батальон, подразделения 647-й группы тайной полиции. Руководство операцией д-р Херрманн.

По донесению 19-го батальона 4-й горной бригады за 4 декабря: уничтожены 3 казармы пленены 1 командир и 4 женщины, расстреляны 17 пленных. Захвачены 270 винтовок, 200 бутылок с зажигательной смесью, 400 бутылок с дымообразующей смесью, 25 котлов, 15 лошадей 6 повозок, перехвачена действующая телефонная линия[8] . Ранен румынский майор.

Донесение от 16 декабря
Донесение от 16 декабря

7.12.41 В связи с нападениями Балаклавского отряда на грузовики в районе Байдарского перевала, командование 30-го корпуса выделило для борьбы с партизанами разведэскадрон 1-й горной бригады и один эскадрон 3-го моторизованного кавалерийского полка (8-й кавбригады). Командиром группы был назначен майор Шнаупф.

9.12.41г. разведка 4-й горной бригады румын обнаружила 2-й Симферопольский отряд на кордоне Аспорт. Численность отряда оценивалась румынами в 120-150 человек.

Разведка румынской 8-й кавбригады путем опроса местных жителей выявила расположение Красноармейского отряда[9] (командир – Городовиков Б.Б.). Старосты прилегающих сел неоднократно жаловались на то, что отряд, базирующийся недалеко от этих сел, постоянно грабят и отбирают продовольствие у населения близлежащих сел.

Противник атаковал базу Ак-Шейхского отряда «В результате рейда на Бешуйские копи 1-й роты 22-го противотанкового дивизиона уничтожено 9 жилых палаток 3 винтовки, захвачено 60 овец, шинели, одеяла и небольшое количество продовольствия. На обратном пути рота столкнулась с партизанами» [10] . В результате боя у немцев 2 тяжело, 2 легко раненых.

Противник сообщает, что в результате опроса местных жителей, выяснилось, что по обе стороны от долины с. Коуш - Бешуйские копи находится несколько партизанских укрытий и продовольственных лагерей[11] . И, вновь, появляется нездоровый симптом: местное население жалуется на притеснения со стороны партизан, забирающих продовольствие. Все, как запланировали немцы.

К примеру, вот что пишут немецкие источники о легендарном партизанском отряде Б.Б.Городовикова: «9.12.41г. разведгруппой 8-й румынской кавдивизии выявлена стоянка партизан в районе Айлянма-Джермалык. … состав партизанского отряда 100 человек из 71 и 68-го кавполков 48-й кавдивизии, командует ими полковник Городовиков, командир 71-го кавполка. Вооружение - винтовки, гранаты, пулеметы. Группа получает продовольствие, терроризируя местное население» [12] .

Одно из сообщений об отряде Городовикова Б.Б.
Одно из сообщений об отряде Городовикова Б.Б.

10.12.41 Противник тремя батальонами 4-й горнострелковой румынской дивизии, которые поддерживали три батареи горных пушек, начали наступление на Суат. «В результате операции против партизан в районе Суат, гора Ангар-Бурун -г.Чатырдаг в рукопашной убито 50 партизан в том числе 1 дивизионный комиссар в форме уничтожено 15 винтовок, 2 ящика минометных мин 2 грузовика, 3 тягача, 4 повозки, 3 бочки бензина, телефонный коммутатор» [13] .

По уточненным данным штаба по борьбе с партизанами бой шел в двух местах: на укрепленных позициях в районе 3 км юго-восточнее Аспорт и в районе западнее линии г.Ангар-Бурун -г.Чатырдаг. Результат «…уничтожено село Аспорт, уничтожены 4 лагеря партизан, склад боезапаса со 102 ящиками минометных мин и стрелковым боезапасом. Еще один склад (дом) уничтожен выстрелом орудия (сдетонировал), Уничтожена телефонная станция, 2 грузовика, запасы топлива и ГСМ 15 шин уничтожены самими партизанами.

Захвачены: 2 мотоцикла (исправны) 1 разбитый. 3 миномета 3 пулемета. Небольшое количество продовольствия. 53 убитых, 1 пленный. Множество раненых партизаны утащили с собой. Многие убитые без документов, в том числе один комиссар в униформе» [14] .

Из приложений к журналу боевых действий 11-й армии: «По допросам пленных Мокроусов вместе с женой, уничтожив телефонную станцию, с помощью которой он связывался с Севастополем, ушли на юг». Противник описывает, что, штурмуя позиции, ему пришлось вести бой с трехамбразурным дотом из камня. Бой продолжался до 15.12.41г.

Как указывают немцы: «Окончание разгрома отряда у д. Суат 10 кмюжнее Шумхая[15] . В результате боя у д. Суат 200 партизан убито (в том числе 2 комиссара). Захвачены 105 винтовок (в том числе 25 японских) 12 землянок, 21 повозка, 60 комплектов сбруи, 1 бочка оливкового масла, 6 бочек бензина, 600 банок консервов, 350 кг. мяса, 2 телефонных аппарата. Потери: 1 офицер убит 2 ранено 17 человек убито, 25 ранено» [16] . Досадной потерей стал захват противником кассы с очень большой суммой денег (противник пишет о полумиллионе рублей СССР, по другим данным 450 тысяч), что осложнило и без того бедственное положение партизан.

Продолжение этой операции шло у г. Черная. В сообщении за 15.12.41года: «12.45. Идет уничтожение складов на г.Черная. Расстреляно 5 партизан в их числе 3 женщины. В ходе дельнейшего боя 50 партизан убито, 9 пленных 18 хижин и землянок главного лагеря Мокроусова уничтожено. Потери 9 убитых 5 раненых».

Следующее (окончательное) донесение: «В результате боя у горы Черная (в 14 кмзападнее Алушты) 151 партизан убит 16 пленных, захвачены 3 автоматических винтовки, 2 станковых пулемета, 5 винтовок, 2 миномета» [17] .

15.12.41г. «Около 13 часов 3 грузовика 240-го противотанкового дивизиона в 2 км от Эльбуслы столкнулись с 20 партизанами. В результате боя 2 убитых 2 раненых. Уничтожена конная повозка службы снабжения 170-й пд» [18] .

Из донесения «штаба Штефануса за 16.11.1942г. за день : « Проводимые операции 15 и 16.12. в районе Суата и Чатыр-Дага в настоящее время еще не закончены. До сего времени убито до 200 партизан. Штабное помещение с телефонной станцией найдено и разрушено. Большие собственные потери. Тяжелые бои в тумане. Подробное донесение последует. Продолжается наступление и разведка. Партизаны на г. Черная. Операция еще не закончена. Вскрыт новый склад продовольствия. Наши потери на установленных партизанами минах. СД группа из Феодосии проводит операцию в районе Эльбузлы (4 км южнее Салы). Нет противника. Найден 1 склад с продуктами, уничтожено несколько пулеметов, 2 грузовые автомашины уничтожены, 12 грузовых машин захвачены исправными. Операция проводится 4-й румынской ГСБр» [19] .

17 декабря 1941 года начался декабрьский штурм Севастополя. С 20 декабря 1941года операции по борьбе с партизанами возобновились. Велись они (в связи с уходом немецких противотанковых дивизионов под Севастополь) силами румынских войск: 8-й кавдивизии и 4-й горной бригады.

17.12.42 Айнзац-колонна 10 b провела операцию против партизан в районе Отузы (Судакский район) 10 партизан расстреляно 1 попал в плен. Захвачен лагерь продовольствия, 35 винтовок, 2 пулемета, 2 легковых машины.

19.12.41г. Румынский горный корпус начал новую операцию против партизан. 8-я кавбригада начала прочес в районе д. Айлянма[20] (10 км от Карасубазара) и в районе с. Молбай[21] . Противник указывает, что в результате рейда на пос. Айлянма расстреляно 2 партизана и 16 жителей деревни. Прочесывание румынскими войсками горы Кара-Тау и прилегающих территорий 20-23.12.41г., оказалось безрезультатным.

4-я гсбр начала операцию в районе Яман-Таш (20 км от Симферополя). Далее следует достаточно интересная информация: «В результате атаки на г.Базар-Оба убито 14 партизан, в том числе и один дивизионный комиссар. Уничтожен дот с тремя амбразурами, одно орудие 10,7см, два новых противотанковых орудия с передками, склад с 5 тоннами боезапаса, 6 землянок, 5 грузовиков, 2 автобуса, 3 русских полевых повозки (тачанки?). Под пушками было заложено по два подрывных заряда. Атака на Яман-Таш успеха не имела» [22] .

Достаточно долго считалось, что генерал-майор Аверкин погиб в бою у родника Беш-Текне. Об этом пишет бывший лидер партизанского движения Вергасов в своей книге «Крымские тетради»[24] .

Противник дает друге данные, о том, что Аверкин был убит северо-западнее Алушты. Его сначала приняли за дивизионного комиссара, потому, что он был в форме со старыми знаками отличия.

По данным Мокроусова А.В. Д.И.Аверкин погиб в районе Узеньбаша[25] (это третье место его предполагаемой гибели). По данным противника тело генерала было опознано 14 декабря, но район указывается совсем другой: в районе Базар_оба. Район расположен, действительно северо-западнее Алушты (как и указывали немцы) В районе Беш-Текне, действительно, был бой, но происходил он 13 декабря, и в документах противника отмечены пленные из Ялтинского отряда.

Данные по генералу Аверкину.
Данные по генералу Аверкину.

В последнее время, в ОБД «Мемориал» удалось найти достаточно интересный документ, в соответствии с которым указывается, что генерал-майор Аверкин Д.И. похоронен в районе г. Коль-баир. В другом документе дано место захоронения, но скорее всего, с опечаткой, указано Калан-Баир. С большой вероятностью, это, действительно,опечатка.

Данные из ОБД Мемориал
Данные из ОБД Мемориал

Расстояние от г. Коль-баир до г. Базар-оба чуть более 1 км, так что с очень большой вероятностью можно предположить, что это был именно Д.И.Аверкин. Но, опять же… в этом случае «работают» в основном румыны и Айнзац-группа.

Противник указывает, что в районе Эки-Юрт (26 км юго-восточнее Карасубазара) был найден большой склад продовольствия. Кроме того, там был найдено 1000л бензина, 500л. вина, и.т.д[26] .

21.12.1941г. в 2.45 было совершено нападение партизан на д. Ени-Сала (в 14 км южнее Карасубазара), ранены 3 румынских солдата, один дом взорван. Уточненные данные по операции в районе Эски-Юрт: командой 10 b , которой были приданы 3 эскадрона 8-й кавбригады, 60 человек из 2-го батальона 97-го пехотного полка (46-й пд), 3 офицера и 28 человек из службы СД, захвачены 4 склада с продовольствием, обнаружены и уничтожены, партизаны без боя отошли на восток. В Камышлы-Юрт найдены два склада продовольствия, вывезены румынами[27] .

В результате этих действий связь между отрядами партизан была полностью нарушена, и отряды действовали сами по себе, без единого руководства. Потом началась советская десантная операция.

Что следует из немецких и румынских документов? Основную роль в борьбе с партизанами играли именно РУМЫНЫ. О боевом применении местного населения против партизан упоминаний НЕТ. (Первое упоминание датировано 3-м января 1942 года). Можно было бы сказать, что противник врет, но армейские документы противника абсолютно «прозрачны», донесения разных частей (в том числе и румынских) стыкуются между собой. Все события четко привязываются к местности, более того, на местности все «находится». Следы боев выявляются там, где они должны быть, разгромленные лагеря находятся не там, где их помещает наша литература, а, там, где указывает противник. С помощью немецких документов мы подняли несколько партизан. Двое оказались именными. Отказываться от надежного источника информации, который позволяет находить НАШИХ партизан, и верить героическим сказкам… разумно ли это?

[1] NARA T-312 R-364 fr.0631

[2] NARA T -312 R -364 fr . 0497

[3] NARA T -312 R -364 fr . 0495

[4] Большинство источников дает несколько искаженный перевод: « В борьбе с партизанами хорошо зарекомендовали себя татары и мусульмане, особенно в горах, сообщая о партизанах и помогая их выследить».

[5] Генов И.Г. Дневник партизана. – Симферополь: Крымиздат, 1963. – С.119-120.

[6] Германские документы о борьбе с крымскими партизанами в 1941 — 1942 гг. // Москва — Крым. Альманах. — №1. — С. 288.

[7] NARA T-312 R-364 fr. 0398

[8] NARA T-312 R-364 fr. 0289

[9] NARA T-312 R-364 fr. 0 269

[10] NARA T-312 R-364 fr. 0345

[11] NARA T-312 R-364 fr. 0 250

[12] NARA T-311 R-364 fr. 0205

[13] NARA T-312 R-364 fr. 400

[14] NARA T-312 R-364 fr. 400

[15] совр. с. Заречное

[16] NARA T-312 R-364 fr. 0255

[17] NARA T-312 R-364 fr. 0235

[18] NARA T-311 R-364 fr. 0214

[19] BA/MA WF-03/0432, л . 980-981

[20] совр. с. Поворотное

[21] совр. с. Свободное, в 13 км южнее г. Белогорск

[22] NARA T-312 R-364 fr. 0218

[23] петлицы генерал-майора имели две звезды.

[24] Вергасов И . Избранное. — М.: Советский писатель, 1982.

[25] ГАРК , ф. П-151, on. 1, д. 21, л. 104-119. Подлинник

[26] NARA T -312 R -364 fr . 0022

[27] NARA T -312 R -364 fr . 1356