Сторонники блогера, отбывающего наказание в колонии, запустили кампанию по освобождению своего лидера и собирают полмиллиона готовых пойти на митинг. Эксперты полагают, что это может сыграть злую шутку и с организаторами, и с их сторонниками, поскольку списки отозвавшихся на призыв наверняка попадут к спецслужбам.
Штаб Алексея Навального запустил кампания по освобождению политика из заключения. В колонию он попал по делу «Ив Роше», ему заменили условный срок на реальный. Генеральной задачей акции станет «самая масштабная акция протеста в истории России». Для этого навальновцы запустили сайт, где каждый желающий может отметить свой город и указать свою электронную почту, подтвердив тем самым намерение участвовать в грядущем протестном движении.
Журналист KazanFirst Альберт Муртазин поговорил с экспертами и попросил их оценить подоплеку и перспективы этой кампании. Как выяснилось, во многом специалисты во мнениях сходятся, в частности, что итоговый «реестр» потенциальных оппозиционеров наверняка попадет к правоохранительным органам, и это не обойдется без последствий.
Советник ректора – руководитель общественно-информационного центра КФУ Юрий Алаев , говоря о новой инициативе, заявил, что в заявлениях оппозиционеров акцент смещается на освобождение Навального, а все остальное становится производным.
– Как [председатель Госдумы Вячеслав] Володин сказал: «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России». Навальнисты туда же: есть Навальный – будет борьба со всеми несправедливостями, с коррупцией, а не будет его, значит, не будет этой борьбы. Но это ведь ложный посыл, - считает собеседник. - Хотя понятно, что у ребят есть конкретно такая задача – поднять хайп вокруг свободы Навальному.
Второй смысл происходящего, по словам эксперта, это попытка прозондировать почву, понять, какой будет отклик и на каком уровне находятся протестные настроения по стране. При этом он предупреждает о ловушке искаженного восприятия и ссылается на пост главы штаба Навального Леонида Волкова .
– Леонид Волков сообщил в Твиттере во вторник, что уже больше 100 тысяч взяли на себя обязательства выйти на митинг. «Обязательства»! Или он не очень хорошо владеет русским языком, или это сознательная подтасовка. Что значит «взяли обязательства»? Те люди, которые кликнули на сайте, дали понять, что хотели бы выйти, пообещали, можно сказать. Но, как известно, обещать – ещё не значит жениться, – добавил он.
Алаев напомнил об опросах, которые проводят социологи. По их результатам, до 40% россиян (особенно молодых) готовы эмигрировать.
– При этом они сами прекрасно понимают и в экспертных комментариях уточняют, что готовность «слинять» за границу или выйти на митинг не означает физическую готовность, когда придет срок. Между желанием и способностью сделать – разница в разы. Так что из 100-200 тысяч человек, кликнувших на сайте, реально выйдет в лучшем случае десятая часть. Эту разницу надо понимать. А то, что они сейчас пену взбивают, понятно, они решают свои задачи, – указал спикер.
Касательно сбора данных потенциальных оппозиционеров эксперт уточнил, что вряд ли навальновцы мечтают о том, чтобы эту базу данных получили силовики. То, что они просят указать местоположение и электронную почту – это попытка верификации.
– С этой точки зрения, это правильно. Они хотят иметь доказательства, что это не накрученные цифры, а реальные люди. Но, повторюсь, реальные люди, сказавшие сегодня «да» участию в неизвестно когда грядущем митинге – это одно количество, а реальные участники действа – совсем другое, куда как меньшее. Но дело не только в этом. Верификация на сайте – палка о двух концах: реестр будет у Волкова и его команды, но с вероятностью 99,9% он будет и у правоохранительных органов. Понимают ли организаторы, что косвенно они загоняют своих потенциальных сторонников «под колпак»? Тут дело такое, – каждый должен решать для себя – готов ли он, что будет на крючке у полиции или кого-то еще. Готов – вперед! – сказал Юрий Алаев.
Собеседник напомнил, что навальновцы обещают объявить дату проведения митингов по стране, как только счетчик на сайте превысит отметку в 500 тысяч человек.
– Ну, хорошо, счетчик покажет, они объявят дату, в эту дату на митинги выйдут… ну пусть даже 150 тысяч человек по всей России. Это что? Это тысячная доля (0,0014%) от количества россиян, имеющих право голоса, – прогнозирует Юрий Алаев. – Хотя и это Волков и компания могут записать себе в актив.
По мнению члена Общественной палаты и доктора политических наук Андрея Большакова , было бы странно полагать, что все, что было связано с выступлениями сторонников Навального, закончится в январе или с фактом его отправления в места не столь отдаленные.
– Я думаю, что Западом выделены большие деньги. Это часть стратегии, которая реализуется в период проведения избирательных кампаний – выборов в Госдуму РФ и президентских выборов, – полагает Большаков. – На мой взгляд, если говорить о заказчиках, то они в достаточной степени известны – это разведки ряда зарубежных государств и, соответственно, те люди, которые обслуживают их интересы. Большинство из них за границей, часть находится здесь, получает деньги. И, на мой взгляд, государство по всей строгости существующего закона просто должно давать различного рода сроки тем людям, которые осуществляют такую подрывную деятельность против своей страны.
По мнению ученого, те люди, которые записываются на сайте навальновцев как участники грядущей акции, в определенном смысле сами себя подставляют.
– Люди открывают свои данные, и я думаю, что те же самые правоохранительные органы могут действовать превентивно, и поэтому я просто людей от этого предостерегаю. Кто-то за рубежом, в тихой и спокойной обстановке, как господин Волков, получает деньги. А кто-то будет получать повестки от государственных органов, и будет вынужден на них реагировать и отвечать по действующему законодательству, – напоминает Большаков.
Спикер считает, что это новая технология наряду с «умным голосованием», которое уже было использовано, а также наряду с тем, что люди вызываются на улицу методом снежного кома, что тоже является давно известным механизмом: «А пойдем за компанию погуляем».
– Потом, когда люди теряют своих лидеров, большинство из них и сказать не может, зачем они вышли, какие политические цели преследуют. Поэтому, на мой взгляд, как очередной технологии этого следовало ожидать. А то, что она, скорее всего, не достигнет своих целей, я думаю, тоже в достаточной степени очевидно. Но технологии будут повторяться, – полагает собеседник.
Андрей Большаков уверен, что с весенним потеплением можно ожидать обострения этих процессов, то же самое произойдет и летом. В пик придется на период выборов в сентябре этого года.
– Что касается фигуры самого Навального, он не настолько популярен среди российских граждан, чтобы люди бросились его освобождать. Те, кто хочет идти против закона – ради бога. Соответственно, они не должны жаловаться на ответные действия государства и правоохранителей, – предупреждает эксперт.
Большаков в целом поддерживает позицию, что протесты связаны с Навальным далеко не в первую очередь.
- Объективно страна находится в состоянии кризиса. Нам, конечно, объявили о том, что начался подъем экономики – было официальное сообщение из правительства России. Но реально граждане этого пока не чувствуют, проблем гораздо больше, чем было в 2020 году. Я думаю, что эти проблемы мы будем решать еще несколько лет. Здесь важны действия не только правительства, но и всех граждан. Тот же малый бизнес вряд ли может одно правительство возродить. Необходимы какие-то гражданские инициативы. В этом плане, конечно, я соглашусь с точкой зрения, которая действительно популярна, что есть объективная потребность в протестах. Она в кризисную эпоху всегда существует. Так что мы не можем гарантировать, что этих выступлений не будет, – отмечает собеседник.
Что касается Навального, Большаков полагает, что он занимается отработкой зарубежных денег, и его используют в качестве тарана.
– Когда пикируются [президент США Джо] Байден и [президент России Владимир] Путин, мы можем посмеяться, посмотреть достаточно удачные ироничные клипы, как Байден падает на трапе, а Путин стреляет из винтовки. Понятно, что все это на уровне веселья. Но беда заключается в том, что страны Запада всерьез взялись за то, чтобы переделать политический курс России, и они будут осуществлять вполне реальные диверсии, что, на мой взгляд, очень опасно. Здесь нужно противостоять, в том числе и протестным настроениям. Но протестные настроения объективны. Другое дело, что на этом кто-то будет играть. Это, мне кажется, такой момент непреложный, – отмечает доктор политических наук.
Декан факультета промышленной политики и бизнес-администрирования КНИТУ (КХТИ), доктор социологических наук Андрей Тузиков в свою очередь считает, что запущенная кампания – это типичная технология цифровой эпохи. Он также согласен с тем, что данные людей собирают не просто так.
- Любое цифровое действие оставляет след. Навальновцам нужны жертвы. Они ожидали, что будут какие-то «жертвоприношения» школоты. Им хочется, чтобы кого-нибудь посадили, побили. Я думаю, они были бы счастливы, если бы кто-нибудь погиб. Я хорошо помню, какую в 1991 году истерику подняли, когда 3 парня под колеса попали. В боевой машине пехоты заткнули смотровые щели, водитель крутнулся на месте, и ребята под колеса попали. Как тогда орали! «Жертвы кровавой советской системы!». Ельцин говорил: «Я клянусь, как президент России защищать всех наших детей». Это же типичный элемент публичной политики. То же самое было на Украине с Небесной сотней (погибшие люди во время акций протеста на Украине в декабре 2013-феврале 2014 года – Ред.). Лишь бы жертвы были. Сценарий повторяется, только на новом техническом уровне, – полагает Тузиков.
Он рассуждает, что на сегодняшний день не столь важны события, как то, как их преподносят и распространяют, особенно в СМИ.
- Шум будет. Уверяю вас, у этого товарища популярность не такая большая, но идет турбонаддув. Часть молодежи вообще за хайп. В 18 лет хочется праздника непослушания – попрыгать и «козу» показать взрослым, – добавляет эксперт.
После того, как навальновцы соберут вожделенные полмиллиона, собеседник прогнозирует «много криков» о том, какое большое число людей требуют перемен.
- Они не успокоятся и продолжат выводить людей всеми силами. Вопрос в другом, как их надо успокаивать. Но это вопрос для обсуждения на Совете безопасности, – заметил Андрей Тузиков.
Ученый, как и его коллеги, не отрицает, что список людей, отметившихся на сайте, попадет к правоохранительным органам, но никаких особенных превентивных мер не прогнозирует – максимум, разъяснительные беседы со школьниками и студентами.
- Саму группу поддержки Навального можно разделить на три части. Идейных не так много. Хайпующих, наверное, не меньше половины – им просто интересно. Будь мне 18 лет, я бы тоже в чем-нибудь таком обязательно участвовал – пошуметь, потусоваться, изобразить из себя непослушного. А кто-то за компанию идет. Популярность идеи «За все хорошее, против всего плохого» тоже приятна. Но у Навального же программы-то особой нет, – отметил спикер.
Он также напомнил о том, что в деятельности оппозиционера просматривается след зарубежных спецслужб – как его курировали и опекали в Германии, проводили встречи с сотрудниками, так или иначе связанными с Ми-6 (британская разведка – Ред.).
– Это революционер, который связан с теми, кто, мягко говоря, не большой друг нашей страны. Ну, и совпали интересы. Там есть ресурсы, а у него есть готовность этими ресурсами воспользоваться. Там отчеты попросят. Чем отчитываться? Количеством участников. Он же получает деньги? Получает, разными способами, – продолжает Тузиков.
Говоря о целях, которые преследуют зарубежные страны, доктор наук повторяет постулат о том, что никому не нужен сильный конкурент.
– Поэтому если есть возможность как-то конкурента ослабить, то это святое дело. Запад никогда Россию особо не жаловал – будь она царской, коммунистической или демократической. Ее всегда рассматривали как какую-то зону, которая должна быть под контролем, которую нужно осваивать, цивилизовывать. Разные лозунги могли применяться. В идеале им очень понравилось бы, если бы Россия развалилась на какие-то мини-страны. С местными царьками было бы легче договориться об эксплуатации ресурсов. Капиталистическая система устроена так, что обязательно нужно новые и новые ресурсы вбрасывать. Сейчас мы живем в эпоху так называемого расширенного производства. Идея какая – повысить качество жизни за счет экономического роста. Как обеспечить экономический рост? Нужны новые рынки, новые ресурсы. Да, технологии тоже имеют значение, но без ресурсов это ничто, – утверждает эксперт.
Он уточняет, что тот факт, что Россия является серьезной военной силой, тоже не вызывает у западных стран особого восторга.
– Там ведь пафос против конкретной фигуры. У нас ведь в правительстве тоже есть западники, которые так или иначе завязаны и готовы лечь под Запад. Но все сошлись на том, что им мешает одна конкретная фигура. И вот свалить эту фигуру – сверхзадача, поэтому идет консолидация, молодежь науськивается. И все это совпадает с требованиями «наших партнеров». А нам готовят либо какого-нибудь Зеленского, либо Ельцина. Это будет фигура в высшей степени управляемая. А дальше они готовы вырабатывать конкретные шаги. И в этом смысле они нашил общий язык, – подытоживает Тузиков.