Итак, кому живется лучше – эгоисту или альтруисту?
Само собой, мнения на этот счет будут разные. Все зависит от воспитания, личного опыта и жизненной философии. Да еще от знаний, полученных из книг и интернета.
Кто-то скажет, что приятнее и полезнее для здоровья – быть свободным и независимым одиночкой и заниматься исключительно собой любимым. А кто-то решит, что это плохо – надо влюбиться, построить отношения с другим человеком, заботиться о нем и делить с ним радости и невзгоды. Кто-то и вовсе пожмет плечами и скажет, что на этот вопрос нет единого правильного ответа: дело, как говорится, вкуса.
А что об этом думает эволюция?
В отличие от нас – нынешних – наши древние предки – неандертальцы и их предшественники – на сей счет сомнений и разногласий не имели. Никто из них не был одиночкой, а жили они все сплоченными общинами: так проще было на мамонтов охотиться, и от морозов в ледниковый период спасаться.
Но как они к этому пришли? Просто собрались и сказали друг другу: давайте объединимся и станем жить одним коллективом? Конечно, нет. Стадный образ жизни был у первобытных в крови. Вернее – в генах. И это у них от животных.
Правда, большинство стадных животных ведут себя иначе, чем представители человеческого рода. Каждый член группы защищает прежде всего себя. Это инстинкт выживания – природный, эволюционно оправданный эгоизм.
Животное не станет жертвовать собой ради другого – такое поведение войдет в противоречие с принципом естественного отбора.
Да, есть исключения – например, муравьи, но весь стиль их коммунистической жизни диктуется биологической программой: в отличие от людей, у них нет выбора.
Увы, в дикой природе не было места добрым самаритянам. На протяжении миллионов лет в животном мире царила мораль тотального эгоизма. С точки зрения эволюции это было хорошо и правильно.
Но однажды произошло чудо
Именно так. Одна случайная мутация (вся эволюция – это цепь случайных мутаций) внесла небольшую поправку в генофонд природы, и через каких-то пару сотен тысяч лет у некоторых животных появилась странная способность понимать, что чувствуют их собратья, и даже в определенной степени сопереживать им.
Зоологам известно, что обезьяна пытается поддержать морально и физически сородича, неудачно свалившегося с дерева. А если бедняга больно ударился, сердобольный друг может взвалить его на плечи и тащить по джунглям вслед за мигрирующим стадом. Почему?? Да потому что в мозге обезьяны есть те самые пресловутые нейроны, которые помнят о собственной беде, случившейся в подобной ситуации и умеют «отражать» чужие эмоциональные состояния (за что их прозвали зеркальными ) .
Трогательно, но как-то странно и непрактично. Почему эволюция оставила эту мутацию? Ведь все, что не работает на выживание, она обычно беспощадно отсеивает. Может, она передумала или ошиблась? Нет, на самом деле логика проста: способность к сопереживанию у отдельной обезьяны полезна для сохранения целого стада.
Так он и возник – эволюционный альтруизм.
Эволюционный альтруизм – парадоксальное поведение животных, которое уменьшает их собственную адаптивность к среде ради того, чтобы повысить выживаемость всего рода.
От обезьян это чудесное свойство передалось эректусу – человеку прямоходящему. Об этом говорят потрясающие находки антропологов: у скелетов, которым 2 млн. лет, обнаружены сросшиеся переломы. Это значит, что наши далекие предки, вынужденные часто перемещаться на большие расстояния, не бросали травмированных сородичей умирать, а таскали – иногда очень подолгу – за собой. И выходит, добросердечный самаритянин – не просто красивый образ из мифа, выдуманного древними моралистами, а закономерный, естественный плод эволюции!
Что было дальше?
От эректуса альтруизм перешел к нам, и теперь благодаря этому свойству психики мы можем:
- любить;
- признаваться в чувствах;
- понимать чувства других;
- интересоваться внутренним миром других;
- делиться своим внутренним миром;
- наслаждаться ощущением духовного единства с другим человеком;
- вместе мечтать;
- и многое другое, что делает нашу жизнь лучше и богаче.
Но есть еще кое-что важное. Природа никогда не отменяла и не отменит эгоизм. И в каждом из нас так и живет врожденный эгоизм дикого зверя. Не верите? Тогда напомню одну ситуацию.
Было это несколько десятков лет назад. В ту пору вы сильно отличались от себя нынешнего. Вы были очень-очень маленьким и имели длинный проворный хвостик. Да, непросто представить себя таким, но это были действительно вы. Горя желанием соединиться со своей вожделенной половинкой – яйцеклеткой, вы отчаянно стремились к цели, страстно желая опередить ненавистных конкурентов – а их там были миллионы. И вам удалось всех их победить!
А теперь итог моих рассуждений: и эгоизм, и альтруизм – важные свойства психики. Оба они возникли в процессе эволюции и нужны нам для выживания. И наша задача – их гармонизировать.
А если совсем коротко, то: любя других – люби себя, а любя себя – люби других .
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал!
С уважением, Алекс Соловьев