Удивительный мир Евпаторийского модерна
Путевые заметки с историческими справками и иллюстрациями.
Ар-нуво, югенд-стиль, модерн - пик развития стиля, известного у нас в стране как раз под последним именем, пришёлся на рубеж XIX – XX веков. Именно на это же время пришёлся и строительный бум в Евпатории. Евпатория постепенно завоёвывала сердца русских отдыхающих. Уникальный климат, открытие грязелечебницы и источников минеральных вод, море, богатые бахчи и сады - постепенно Евпатория становилась не менее известной, чем её более “раскрученные” соседки и соседи по Крыму: Севастополь, Ялта, Феодосия. А постройка железной дороги только подстегнула этот процесс.
Город постепенно выползал из оков старого татарского Гезлёва, хаос узких и кривых улочек оставался в “старом городе”. Профиль города к концу XIX века тоже определился чётко: лечение, оздоровление и курорт. И вот по регулярному плану начинается застройка новой Евпатории: если смотреть на карту, это всё, что к западу от Морского порта. Регулярный план, прямые кварталы, и великолепные образцы южного модерна.
Модерн в Евпатории прижился - московская и питерская публика, составлявшая основу отдыхающих, была с этим стилем прекрасно знакома, к тому же модерн подразумевал не только экстерьеры, но и продуманные и шикарные интерьеры. В 1911 году открылись сразу три прекрасных образца: санатория “Таласса” и гостиницы “Дюльбер” и “Бейлер ”. Несмотря на высокие цены, забиты они были под завязку.
Евпаторию застраивали по проектам двух очень разностилевых архитекторов. Один из них - Адам Людвигович Генрих. Он окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров. С 1894 по 1918 год Генрих занимал пост городского архитектора Евпатории, утверждённый городской думой в 1893 году. Почерк Генриха очень характерен, и поэтому даже в случае, когда авторство проекта не указано документально, автора определить труда не составляет.
Генрих строил здания самого разного предназначения - от дач и особняков до контор банков, больниц, гостиниц и многого другого. Ему принадлежат проекты городской управы и многочисленных доходных домов.
Второй архитектор, работавший в Евпатории - это Павел Яковлевич Сеферов . В отличии от своего коллеги, Сеферов окончил училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества. И основными направлениями, которые изучали в этом училище, были русские классицизм и неоклассицизм. Сеферов - уроженец Евпатории, выходец из многодетной армянской семьи, скоропостижно скончался в 1914 году, оставив, тем не менее, яркий след в архитектурном облике Евпатории. Его “перу” принадлежат проекты Александровской библиотеки, Детской санатории, а так же проект экстерьера доходного дома городского головы - Семёна Эзровича Дувана.
Как видим, Генрих и Сеферов работали в разных архитектурных направлениях (хотя Сеферов использовал приёмы модерна, импонировал ему всё-таки классицизм). И тем интересней и замечательней тот факт, что оба этих архитектора стали соавторами проекта главного городского здания - городского театра. Что любопытно, дачу городского головы проектировали не Генрих или Сеферов, а архитектор Геринек ,
Безусловно, одной из самых роскошных построек того времени стала гостиница “Дюльбер”, владел которой антрепренер киевских театров Дуван-Торцов, родной брат городского головы. В гостинице останавливался почти весь театральный бомонд, а самым известным её постояльцем, пожалуй, стал барон Врангель, который в 1920 году инспектировал расквартированный в городе Донской корпус.
Начнём нашу прогулку с Летнего переулка, в котором расположился доходный дом городского головы Евпатории Семёна Эзровича Дувана. Дом построен в 1908 году, выходит главным фасадом на Николаевский собор, и представляет из себя типичный доходный дом - прямо от лестничных маршей по этажам расходятся длинные коридоры, по сторонам которых находятся квартиры для сдачи внаём. Дом проектировал архитектор Сеферов. Сам Дуван жил не в основном доходном доме, а в одноэтажном флигеле, расположенном во дворе дома.
Вилла "Сфинкс" построена в 1911 году предположительно по проекту всё того же Сеферова (документальных подтверждений авторства нет). Ассиметричная в плане, разноэтажная, построенная в неогреческой стилистике, дача стала украшением улицы. С внутренней стороны дача выходит во двор крытой террасой с четырьмя колоннами. Дом прекрасно сохранился и дошёл до наших дней совершенно без изменений.
Дача Терентьева, наряду с гостиницами “Дюльбер” и “ Бейлер ”, одна из самых роскошных построек дореволюционной Евпатории. А из сохранившихся - самая роскошная. Дача имеет сложный план и объёмы, тут и эркеры, и балконы, и смотровые площадки. Дача очень богато украшена, документального подтверждения авторства нет, но в стиле дачи без труда угадывается почерк Сеферова. Причём интерьер здания не отставал от экстерьера - он был таким же пышным и богатым. К сожалению, пробраться к даче у меня не получилось - она находится на закрытой территории санатория "Золотой берег"
Дачу Гелеловича знают многие, кто хоть раз бывал в Евпатории. Сегодня в этом здании расположен краеведческий музей. Одноэтажное здание основным фасадом выходит на пешеходную нынче Дувановскую. Оформлена дача с явным намёком на мавританский стиль. К сожалению, в советские годы внутренняя планировка была сильно изменена, а в 1987 году был пристроен новый экспозиционный зал. Архитектором дачи принято считать Адама Генриха.
Вилла “Люкс” находится напротив санатория Лосева, также дореволюционной постройки. Выстроена вилла в 1908 году. У дома есть очень приметная черта - это башня, стоящая в торце здания. Фактически дача “Люкс” - это доходный дом, или, правильнее сказать, пансион для сдачи курортникам. Внутренний объём очень напоминает планировку доходных домов. Внутри двора находится двухэтажный флигель, в котором, очевидно, проживал сам хозяин дачи, господин Герман.
Дом Нахшунова построен в 1912 году по проекту архитектора Генриха. Дом этот стоит на пересечении Дувановской и Первой Продольной, ныне носящей имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Классический представитель модерна, выстроенный в его немецкой транскрипции - югендстиле. Редкий случай - здание имеет два этажа с полуподвалом, в Евпатории такое встретишь не часто. Интересно, но и дача Терентьева, и дом Нахшунова выстроены в стиле модерн, но как по-разному они декорированы. Рядом с роскошной дачей Терентьева дом Нахшунова смотрится более чем скромно, однако вместе с ней составляет неповторимый ансамбль улицы Дувановской.
Здесь же, на Дувановской, расположен двухэтажный жилой дом, восточным фасадом выходящий на Шакаевский парк (ныне парк имени Ленина). Северный фасад здания выходит на городской театр, а само здание пристроено впритык к более раннему дому Кафаджи . Здание интересно спланировано - здесь есть сквозной проезд во двор, а внутри самого здания во весь южный рукав - огромный зал. Очевидно, здесь находился ресторан при Дувановском сквере, о котором сообщается в путеводителе 1912 года издания. Классифицировать дом как жилой позволяет коридорная планировка второго этажа.
В бывшем доме Овчинникова, на северной стороне Театральной площади и напротив Городского театра сейчас расположен горисполком Евпатории. Дом построен в 1908 году, архитектор - Адам Генрих. Это ранний модерн, с очень богатым декором стен. Внутренняя планировка дома - коридорная, чиновникам из городской управы в самый раз.
На улице Кирова расположен довольно скромный, особенно если сравнивать с предыдущими постройками, дом самого архитектора Адама Людвиговича Генриха. Расположен он на пересечении современных улиц Кирова и Гоголя, и выходит восточным фасадом на бывшее Карантинное озеро - его засыпали в процессе застройки территории, и сейчас тут сквер имени Гоголя.
В начале улицы Горького нынче расположен второй корпус санатория “Ударник”, однако до революции он был более известен как дача Казаса. Расположен на углу современных улиц Горького и Гоголя, главным фасадом обращён в сторону моря. Экстерьер дома очень замысловат и сложен - чего стоят только эркеры и балконы по второму этажу. На втором этаже здания планировка коридорная - очевидно, он предназначался для сдачи внаём. Дом принадлежал земскому врачу, совладельцу грязелечебницы Мойнаки и пляжа “Санитас”, председателю городской думы Казасу. В этой же даче размещалось учреждённое в 1912 году Благородное собрание Евпатории.
Кинотеатр “Лотос”, ныне носящий название кинотеатр “Якорь”, построен по нечётной стороне современной улицы Революции по проекту Адама Генриха. На первом этаже находилось два входа - один вёл в магазин на первом этаже, а второй - на широкую лестницу, по которой посетитель и попадал собственно в синематограф. Жаль, но после капитального ремонта в 1984 году значительная часть лепнины в зале была утрачена, а ещё в 1962 году укоротили и балкон. Вообще, интерьер здания претерпел довольно серьёзные изменения в советские годы. Когда-то это был третьим по счёту иллюзионом в городе, а сегодня - единственный сохранившийся синематограф города.
Дача “Петушок” - это относительно небольшой двухэтажный особняк, расположенный на пересечении современных улиц Кирова и Московской. Но это - не его первоначальное место. В 1951 году дом переместили сюда в связи с окончанием строительства главного корпуса санатория имени ХХ съезда КПСС. Да, так можно было!
Ещё раз: дом не снесли, а переместили! Несмотря на свои маленькие размеры дом крайне сложен в форме и плане. Дом модерновый не только по стилю, но и по материалу - он построен из бетонных блоков. К сожалению, он довольно сильно изуродован поздними пристройками и надстройками, и хотелось бы, чтобы его восстановили в первозданном виде. А ещё из-за заборов, бездумного озеленения и каких-то сараев вокруг дом почти не видно.
Гостиница “Бо-Риваж ” расположена на берегу моря, в старом городе, и сейчас имеет аж тройной адрес: улица Караева, 2; набережная Терешковой, 26 и улица Революции, 45. Построена гостиница по проекту Генриха. Открыта была 3 июля 1916 года, владельцем гостиницы был некто Нейман.
Интересно, что гостиница в конечном виде возникла не сразу - здание надстраивалось постепенно, а морской фасад изначально был одноэтажным. Выстроена гостиница в направлении “ар-нуво ”, очень богато декорирована, хотя построена довольно поздно для модерна.
Увы, кроме нескольких комнат внутри от убранства почти ничего не осталось - во время реконструкции гостиницы под пансионат “Орбита” уникальные интерьеры были почти полностью утрачены. “Бо Риваж” переводится с французского как “Прекрасный Берег”, и тут название угодило точно в цель - здание действительно делает эту часть берега Евпатории прекрасной.
На улице Пушкина стоит великолепный особняк Серайи Марковича Шапшала - караимского гахама, секретаря персидского шаха, учёного-востоковеда. Это модерн с элементами эклектики, и, к сожалению, имя архитектора до нас не сохранилось. Дом сильно декорирован, а материал, из которого он построен - местный камень-ракушечник. Можно предположить по некоторым элементам, что автором проекта был Генрих.
На улице Братьев Буслаевых стоит ещё один прекрасный модерновый особняк, жилой дом 1912 года постройки, предположительно авторства Адама Генриха. Из-за особенностей городской планировки здание получилось ассиметричным в плане, оно очень богато декорировано, но при этом декор не такой пышный, как, скажем, у гостиницы “Бо-Риваж ”. В декоре здания чётко улавливаются восточные мотивы, что немного роднит его с дачей Гелеловича.
Конечно, модерн - это только часть архитектурного облика дореволюционной Евпатории. Но это чертовски красивая часть, достойная отдельного рассказа.
Большинство фотографий сделано на зеркальную камеру Canon EOS 6D Mark II, в довесок к китовому объективу был докуплен светосильный объектив Tamron 2.8 70-200, и вся эта машинерия ехала у меня в рюкзаке за спиной. Четыре килограмма живого веса, но фоточками я доволен. Рекомендую этот комплект (Кэнон + Тамрон)
Участок: Евпаторийский модерн
Расстояние за день: 29
Расстояние итого: 3711
Из них:
на велосипеде: 2549
на кораблях: 14
на своих двоих: 119
на трамвае: 34
на поездах: 998
на такси / автобусах: 119
Реки: нет
Из Казани в Крым на велосипеде: День 1: А всё-таки люди у нас хорошие! | День 2: Дождя много не бывает | День 3: Красота природы и серость городов | День 4: Мгновенная карма | День 5.1: Огни Севера - боль и кошмар Ульяновска | День 5.2: Ульяновск: всё не так уж плохо! | День 6: И вновь начинается бой | День 7: Дорогу видишь? А она есть! | День 8: Ожидание vs Реальность | День 9. Сызрань: жемчужина на Волге | День 10: Хвалынские горы | День 11: Очарование рассветом и разочарование Хвалынском | День 12: Как я поверил в людей | День 13: Трасса, дождь и электричка | День 14: Влюбиться в Саратов | День 15: Саратов - лучший город Земли | День 16: Укатали Сивку саратовские горки | День 17: Дорожная депрессия | День 18: Как же так? | День 19: Петравал | День 20: Добро пожаловать в Волгоград | День 21. Часть 1. Надолговон | День 21. Часть 2. Старая Сарепта | День 21. Часть 3. Волгоградский метротрам | День 22. Часть 4. Спрятавшиеся улицы Царицына | День 22. Часть 5. Хочу чтобы не было войны | День 23. Степь | День 24: Ростов-папа | День 25: Навигатор не подвёл! | День 26: Пора на урок | День 27: И снова галочка "грунтовые дороги" | День 28: Шакалы, вилы и борщик с пампушками | День 29: Непредвиденный Краснодар | День 30: Краснодар город контрастов | День 32: Старыми добрыми тропами | День 33: Селям Алейкум, Къара Дениз | День 34: Город белой невесты | День 36: Что бывает, если отключаешь голову | День 37: Анапец | День 38: Междуморье | День 39: Тамань | День 40: Крымский мост | День 41: Кресло Митридата | День 42: Здесь ветер, пыль и зной | День 43: Крымская АЭС, или сказ о закопанных деньгах | День 44: Три перевала | День 45: Уметь сказать нет | День 46: Приехали | День 47: Гештальт закрыл, да здравствует гештальт! | День 48: Топонимика ещё в депортации? | День 49: Бахчисарай | День 50: Севастополь | День 51: Таврида | День 52: Симферопольские пчёлки | День 53: На Евпаторию!