Когда мой старший сын закончил 9 классов, ОГЭ только начали вводить. А, надо сказать, он шел на медаль. Хотя учился без охоты, по инерции. И, наверно, поэтому ОГЭ написал абы как. В результате получил "четверку". Классная посоветовала мне идти на апелляцию.
Апелляция проводилась тогда еще силами местных педагогов. Понятно, что до апелляции работу я не видела, но была уверена, что никаких уж совсем грубых ошибок там нет.
Я сама закончила пединститут по специальности "Русский язык и литература" и на тот момент преподавала русский язык и культуру речи в вузе.
И вот я вооружилась словарями, справочниками - и отправилась отстаивать ребенка.
Мне дали несколько минут - ознакомиться с работой. Жалею, что не сфотографировала. Потому что в работе не было ни одной орфографической и ни одной пунктуационной ошибки. Не было претензий и к раскрытию темы.
Но практически весь текст был подчеркнут красным. А на полях чередовались пометки ГО и РО (грамматическая ошибка и речевая шибка).
Но порадовала меня совсем другое. Председателем комиссии была одна из лучших учителей района, учитель высшей категории, победитель районных конкурсов и т.д. и т.п., а по совместительству - моя бывшая одногруппница в институте. И я-то знала ее истинный уровень. И с каким "скрипом" она каждый раз сдавала экзамены, и как диктанты списывала у всех, у кого могла (и у меня в том числе) - а мы писали диктанты каждый семестр.
В общем, начали мы разбирать ошибки по одной. И в каждом случае "подруга" зачитывала мне фрагмент работы. Говорила что-то типа: "Ну вы же понимаете, что так неправильно, так не говорят..." И переходила к следующему фрагменту. В конце был задан сакраментальный вопрос: "Вы согласны с оценкой?" Подразумевалось, видимо, что процедура будет формальной и я безропотно подпишу положенные документы... Думаю, она меня не узнала.
"Я вас выслушала," - ответила я. Потом демонстративно включила диктофон на телефоне. Достала из сумки принесенные словари и справочники (авторитетных авторов и свежих лет издания). "Но ваши аргументы ничего не стоят. Вы же знаете, что русский язык - дисциплина нормативная. Следовательно, чтобы назвать что-то ошибкой, следует указать, какое правило, какая норма нарушены."
Это именно так. В русском языке действуют нормы. И эти нормы кодифицированы в академических грамматиках и словарях. А ошибкой считается нарушение норм.
"Поэтому я жду сейчас, что вы мне обоснуете свои претензии к работе: какие именно нормы были нарушены в каждом конкретном случае. - Продолжила я. - Потому что пока я услышала из аргументов только "ну так же не говорят". Вы не говорите, а я говорю. Докажите, что это ошибка. Потому что без отсылки к нарушенной норме - это только ваше личное мнение".
Далее последовала "немая сцена", достойная "Ревизора". И комиссия удалилась, чтобы обсудить свое решение.
Мне предложили "компромисс": я признаю, что в работе есть ошибки, а комиссия ставит за нее "пять" с учетом предыдущих заслуг ребенка. Именно в такой формулировке.
Я дала возможность "видным педагогам" сохранить лицо. У меня не было задачи доказать им, что они просто глупы. Была задача - спасти "медаль". Поэтому я согласилась, на чем мы и разошлись.
Кстати, золотую медаль в 11 классе сын получил. И классная постаралась. Но, наверно, и связываться с "умной" мамашей желающих не нашлось.